Россияне стали тратить больше денег на сладкое, алкоголь и курение

Расходы россиян на «вредное потребление» увеличились на 19%

Дмитрий Макеев/РИА Новости

Во втором квартале 2022 года структура расходов российских домохозяйств в значительной мере стала походить на пандемийную модель потребления. Траты на покупку алкоголя, сигарет и сладостей увеличились по сравнению с прошлым годом на 18,6%, подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основе данных Росстата. При этом резко снизились расходы на посещение спортивных и культурных мероприятий – на 26,6%. Зато больше денег россияне стали тратить на рестораны, включая доставку готовых блюд на дом – на 15,3%.

«Газета.Ru» ознакомилась с результатами исследования.

Сладкое и вредное

В ситуации стресса на фоне экономической неопределенности расходы россиян на «вредное потребление» – сладостей, алкоголя и табака – во втором квартале выросли к аналогичному периоду годовой давности на 18,6%, в среднем до 3500 руб. в месяц на семью из трех человек. Доля этих расходов в общей структуре потребления увеличилась с 5 до 5,4%. Вместе с тем в ряде регионов, например в Москве, Чеченской Республике и Ненецком автономном округе, соответствующие траты возросли в 1,5 раза и более (в Чечне увеличились только расходы на сладкое, потребление алкоголя и табака осталось минимальным).

Не время развлечений

Интерес к культурным и спортивным мероприятиям в среднем по стране значительно снизился. Граждане стали тратить на этот вид досуга на четверть меньше средств –26,6%, 1910 руб. в месяц на семью, состоящую из трех человек. В результате доля развлечений в структуре потребления упала с 4,4 до 2,9%. Сильнее всех сократили траты на культуру и спорт жители Рязанской и Ульяновской областей – почти в 2 раза (до 330 и 470 руб. в месяц на семью соответственно).

Наибольшие расходы на посещение культурных и спортивных мероприятий могли позволить себе жители Магаданской области – 7250 руб. на семью из трех человек. На втором месте оказалась Москва – в столице на культуру и спорт семьи тратили по 6190 руб. в месяц, чуть меньше – в Карелии (5920 руб.), которая одновременно стала лидером по динамике роста соответствующих трат.

Сократив расходы на культурно-развлекательный досуг вне дома, россияне увеличили траты на общепит (прежде всего заведения фастфуда), включая доставку готовой еды на дом – в среднем на 15,3%, до 1680 руб. в месяц на семью из трех человек. Особенно заметный скачок трат произошел у домохозяйств в Ханты-Мансийском автономном округе, где расходы на кафе, бары и рестораны выросли более чем в 12 раз, до 4040 руб. в месяц. Также значительно увеличились расходы на рестораны в Омской области (в 8 раз, до 4130 руб. в месяц на семью), одновременно регион стал лидировать по доле общепита в структуре потребительских расходов – она составила 7,5% при среднероссийских 2,6%. Заметный рост затрат на еду из заведений был также зафиксирован в Амурской области (в 7 раз), однако в абсолютном выражении они остались крайне низкими – всего 730 руб. в месяц.

Больше же всего денег на общепит и доставку готовой еды тратили жители Москвы – 4810 руб. в месяц на семью из трех человек (за год эти траты выросли в 1,5 раза, а их доля в общем потреблении – с 3 до 4,3%), что в 3 раза выше среднероссийского показателя. В десятку лидеров по расходам на ресторанную еду также вошли Омская область (4130 руб. в месяц на семью из трех человек), Ханты-Мансийский автономный округ (4040 руб.), Санкт-Петербург (3100 руб., в то же время затраты на рестораны петербуржцы за год сократили), Приморский край (3000 руб.), Мурманская область (2730 руб.), Краснодарский край (2540 руб.), Магаданская область (2400 руб.), Архангельская область (2330 руб.), а также Ростовская область (2280 руб.).

Ранее FinExpertiza сообщила о рекордно низкой зависимости бизнеса от кредитов за 9 лет.