Больше половины российских водителей сталкивались с агрессией на дороге

Depositphotos

Каршеринг «Ситидрайв» провел опрос и выяснил, насколько распространена агрессия на дорогах среди водителей, а специалист платформы Alter рассказал, как реагировать на такие ситуации. С результатами исследования ознакомилась «Газета.Ru».

Согласно данным опроса, 70% водителей хотя бы раз сталкивались с той или иной формой агрессии на дорогах. Половина респондентов на собственном опыте испытали, что такое агрессивное вождение и физические угрозы. При этом, 46% опрошенных хотя бы раз преследовали на дороге, а 43% выходили на словесный конфликт.

Также 41% респондентов рассказали, что другие водители демонстрировали им неприличные жесты. В то же время треть опрошенных водителей встречалась с физическим воздействием на автомобиль (проколотые шины, поцарапанная краска и другое).

Мирослав Ясин, специалист платформы Alter, считает, что в конфликтных ситуациях на дорогах нужно, в первую очередь, успокоиться.

«Сохранить самообладание в конфликтных ситуациях позволяет, в первую очередь, готовность к хамству на дорогах. Учитесь замечать зачинщика издалека по стилю вождения, заранее продумайте свои действия на случай если он спровоцирует аварию, найдите нужные контакты. Если вам нагрубили и уехали, быстрее прийти в себя поможет рационализация: спокойно объясните себе, что все позади и ничего страшного не произошло. Также полезно глубокое дыхание и переключение внимания: припаркуйтесь и посмотрите на окружающий вас пейзаж или посидите минуту с закрытыми глазами», — посоветовал эксперт.

Конфликты на дорогах решаются водителями в основном мирным путем: 63% всех опрошенных старается игнорировать агрессивных водителей, и лишь 37% показывают свое недовольство. Враждебность на дорогах вызывает у респондентов разный спектр чувств: 32% испытывают сильное раздражение, 28% — возмущение и злость. Одна пятая от опрошенных ощущают обиду, неловкость и даже страх, а каждый десятый заявил о желании ответить обидчику тем же.

«Садиться за руль полезно с мыслью, что здесь много людей – участников движения, поэтому возможно всякое, в том числе встреча с неадекватными водителями. Известное правило «дай дорогу дураку» возникло не случайно. Не вступайте с ним в спор, даже мысленный – именно это ему и нужно: ввязать вас в соревнование двух гордынь, его и вашей, так что «не кормите тролля» – игнорируйте вызов», — пояснил психолог.

Касательно причин агрессивного поведения водителей мнения расходятся: 50% считают, что такие люди изначально обладают повышенным уровнем агрессии, больше 20% верят, что это реакция на стрессовую ситуацию на дорогах. Еще треть опрошенных считает допустимым такое поведение на дорогах: по мнению 21% респондентов, некоторые водители сами провоцируют на агрессию неумелым стилем вождения, а 11% заявили, что водители таким образом «учат» других участников движения, как вести себя за рулем.

По мнению психолога, назвать одну универсальную причину агрессии на дорогах сложно, так как у разных «агрессоров» разные субъективные мотивы.

«У разных агрессоров разные субъективные мотивы. Как правило, зачинщик считает, что водитель-жертва неправильно повел себя на дороге – например, «подрезал», не пропустил или обогнал – и его надо наказать, проучить и «восстановить справедливость» в отношении себя самого. Буллинг может осуществляться и из хулиганства — для кого-то это развлечение, недобрая шутка с изрядной долей скрытой агрессии», — прокомментировал Ясин.

В исследовании приняли участие 1200 водителей личных и каршеринговых автомобилей из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов РФ.