Сотрудники Академии психологии и педагогики ЮФУ провели исследование и выяснили, как изменение привычных для человека условий среды и нахождение «вне зоны комфорта» влияет на его поведение, когнитивные функции и функциональное состояние. Результаты имеются в распоряжении «Газеты.Ru».
В качестве интерактивного пространства новой для участников исследования среды ученые использовали «Перевернутый дом» под специальным уклоном в двух плоскостях 10° и 13°, спроектированный и созданный компанией «КУЛЬТ-СТРОЙ». В эксперименте приняли участие три группы добровольцев в возрасте 9–11, 14–16 и 20–23 лет, которые никогда ранее не посещали «Перевернутый дом», а также контрольная группа взрослых (20–23 лет), неоднократно бывавших в интерактивном пространстве.
В ходе изучения результатов психологического исследования эксперты пришли к выводу, что в измененных условиях у всех участников эксперимента повышается гибкость и оригинальность мышления. При этом, у взрослых число предложенных идей повышается, а у детей понижается по сравнению с условиями выполнения этого задания вне пространства.
Что касается субъективных ощущений участников исследования, около половины респондентов чувствовали себя хорошо и испытывали интерес: больше всего измененное пространство увлекало подростков. При этом, после посещения «Перевернутого дома» все участники эксперимента отметили повышение настроения.
Однако участники разных возрастных групп по-разному адаптировались к незнакомым условиям. Более 80% посетителей адаптировались в интерактивном пространстве в течение первых пяти минут (из их 47% в течение первой минуты). Наиболее легко адаптировались к условиям перевернутого дома посетители в возрасте 14–16 лет (80%), наиболее тяжело — участники в возрасте 20–23 лет (50%).
Также исследователи проанализировали динамику биоэлектрической активности коры головного до и во время посещения ими интерактивного пространства. Ученые наблюдали сильное изменение электрической активности коры мозга у людей в возрасте 20–23 лет, которой не было обнаружено у детей младшего возраста. Специалисты предполагают, что такая разница может быть связана с более высокой ригидностью взрослых по сравнению с детьми.
В то же время при создании оригинальных решений у всех участников исследования наблюдается большая активация теменно-затылочных областей коры мозга и активация процессов предвнимания. По мнению ученых, это связано с перестройкой мозговых функциональных систем, они «перенастраиваются» под выполнение творческих заданий.
«Полученные результаты позволяют заключить о возможности развития креативности в условиях интерактивного пространства под наклоном в 10° и 13° как модели новой, непривычной среды. Именно в таких условиях необходима актуализация творческих ресурсов личности, поскольку у человека нет опыта нахождения решения и поведения в новых для него условиях. Следовательно, именно в непривычной для человека среде ему легче отказаться от привычных шаблонов и стереотипов, которые могут стать барьерами для нахождения эффективного решения», — заключили исследователи.
Ранее сообщалось, что психологи из Гарварда создали четырехминутный тест на креативность.