Только 16% преподавателей готовы продолжать работать в школе без подработок

Depositphotos

Институт образования Высшей школы экономики провел исследование карьерных путей педагогов России, изучив их нагрузку, вознаграждение и перспективы роста. Уникальность исследования состоит в том, что в нем удалось совместить данные социологического опроса преподавателей из всех регионов страны, официальные статистические данные, а также данные крупнейших онлайн-компаний, в том числе онлайн-школ Skyeng и Фоксфорд.

В исследовании рассмотрены педагоги государственных/муниципальных и частных учебных заведений, преподаватели онлайн-платформ и репетиторы. Результаты опроса есть в распоряжении «Газеты.Ru».

Так, 70% школьных преподавателей старше 60 лет работают менее 20 часов в неделю. Однако учителям-пенсионерам не хватает заработка от школьной ставки, поэтому подрабатывающих специалистов (в основном частным репетиторством) в этом сегменте много — 73%.

Больше половины преподающих на онлайн-платформах (67%) удовлетворены своим графиком работы, репетиторы довольны чуть меньше — 66%, а в школах всего 25% учителей довольны недельной нагрузкой.

«Преподаватели, работающие более 40 часов в неделю, особенно подвержены риску потенциального профессионального выгорания, которое сегодня становится одной из самых острых проблем в педагогике. Это связно с тем, что главное дело учителя — это его ученики, а не его предмет. Педагог сегодня вынужден совмещать в своей работе в дополнение к педагогической деятельности и роль воспитателя и классного руководителя, и роль тьютора, и роль консультанта для родителей. И все это в условиях возрастания бюрократической нагрузки и отчетности», — комментирует Ирина Абанкина, заслуженный профессор Института образования НИУ ВШЭ.

80% учителей идут в репетиторы ради профессиональной автономии, более 70% ради больших денег и удобного графика, 51% — ради профразвития. Средняя ставка в час у частных репетиторов 691 рубль в Москве и 427 рублей в регионах, но 70% репетиторов все равно недовольны заработком. 34% считают, что должны получать за урок от 500 до 999 рублей, 29% высказались за оплату в размере 1000-1499 рублей, а 32% устроила бы оплата труда в размере от 1500 до 2999 рублей.

Преподаватели Москвы и в школах, и в качестве частных репетиторов зарабатывают в среднем вдвое больше, чем региональные. В среднем разница между зарплатами учителей в государственных/муниципальных учреждениях и репетиторами не так остро заметна в Москве, а в регионах школьный учитель за час работы получает почти вдвое меньше частного репетитора.

Треть современных преподавателей (35%) думают сосредоточиться на частной практике, больше половины (61%) планируют и дальше совмещать работу в школе или преподавание на онлайн-платформе с подработкой на онлайн-платформе или частным репетиторством. Лишь 16% преподавателей собирается продолжить работать в государственной/муниципальной школе без подработки.

«Сейчас учителя приходят в онлайн-школы по разным причинам: кто-то хочет профессионального развития, кто-то финансовой поддержки. Достойная оплата, сбалансированная нагрузка, возможность развиваться индивидуально и в сообществе учителей — это то, что мы предлагаем преподавателям. В профессиональном треке многие хотят получать дополнительное образование и прокачивать свои навыки, здесь, например, мы разрабатываем для педагогов курсы и помогаем как онлайн-платформа делать их занятия интерактивными. К тому же любая сильная школа, будь она онлайн или офлайн — это не только про сильных профессионалов, но и про счастливых преподавателей. И, кажется, что с помощью онлайн-платформ можно это обеспечить», — отмечает Андрей Сизов, генеральный директор «Фоксфорда».

Те преподаватели, кто уже сейчас выбрал частное репетиторство в качестве основного вида деятельности, не видят для себя перспектив в школах — 37% частных репетиторов считают, что приемлемого карьерного пути в образовательной организации не существует, в других секторах образования этого мнения придерживаются всего 15-17% преподавателей. 43% всех репетиторов даже административную нагрузку, связанную с частной практикой, готовы нести сами, но 57% предпочитают отдать ее платформе или аутсорсеру.

«Мы видим своеобразный цикл карьеры учителя: из государственных школ (или минуя их) преподаватель приходит на онлайн-платформы за профессиональным развитием и, безусловно, финансовой подушкой. Когда основные навыки достаточно неплохо прокачиваются, учитель уходит монетизировать их в частное репетиторство. Затем в определенный момент многие понимают, что им нужно еще прокачать, поэтому снова идут к нам на онлайн-платформы за дополнительным развитием. И достаточно большое количество преподавателей проходит сейчас и будет проходить в будущем по такому циклу», — подчеркнул Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng.

Ранее «Газета.Ru» писала о том, как мотивировать школьника успешно окончить учебный год.