В России масс-маркет одежды и обуви на 80% состоял из заграничных брендов. Как прогнозирует менеджер по маркетплейсам фулфилмент-оператора «FulEx» Зоя Геворкян, в условиях санкций продавцам на первых этапах стоит рассмотреть более дешевые варианты пошива одежды, такие как Узбекистан и Киргизия.
«Потому что даже популярные российские бренды отшиваются в Узбекистане в том числе. В Турции, по моему мнению, качество производства лучше, но начать стоит все-таки с более бюджетного варианта из стран, я считаю. Цены на производство и на продукцию в любом случае будут выше, так как конвертируется все через доллар. Но это хорошая возможность закрыть спрос потребителей в момент, когда мировые бренды стали людям недоступны, и даже когда все наладят поставки, цены вырастут там раза в три. На этом фоне можно как раз отличится ценой на свой товар», — объяснила эксперт.
По словам Геворкян, продукция масс-маркета, продаваемая до санкций в России, производилась в Азии, а затем попадала в РФ либо напрямую, либо через дистрибуционные центры в Европе. Впоследствии товар попадал на российские склады, а потом развозился по городам и магазинам.
«Подобного рода рынок активно рос, развивался и привлекал множество компаний, которые активно инвестировали прибыль в создание логистических центров, маркетинг и персонал, поскольку заполнить его до конца не было возможности даже у множества компаний, как российских, так и иностранных совместно», — добавила она.
Сейчас же, как отмечает Геворкян, важно понимать, что компании не ушли с рынка, а приостановили деятельность. Если это продолжится дальше, то одномоментно заполнить 80% процентов импорта тяжело, поэтому понадобится большое количество усилий и предпринимательская инициатива.
«В этих условия россиянам нужно рассмотреть такие возможности для заработка и развития и насыщения проблемы, как возможность производить самим, шить», — считает она.
В то же время, несмотря на наличие в РФ своих швейных фабрик и дизайнеров, ткани используются импортные, а станков для производства недостаточно. Для этого следует рассмотреть вариант с поставками из других стран, которые не ввели санкции в отношении России. Это Турция, Китай, Киргизия, Узбекистан.
«Этот вариант более реалистичный, поскольку нужно развернуть логистические потоки, за счет которых можно будет наполнить страну другими, не раскрученными брендами. Многим предпринимателям нужно будет законтрактоваться с разными фабриками Турции, Китая и везти товары в Москву», — рекомендует Геворкян.
Приемлемая модель рынка выглядит следующим образом:
«В Турции отшивается небольшой местный бренд, попадает в РФ на склад фулфилмент-оператора, который их упаковывает, хранит и отправляет уже на склады маркетплейсов – Озон, Вайлдбериз, которые используя свою инфраструктуру оперативно реализовывают товар по всей стране. В этих условиях, можно будет оперативно развернуть мощности и закрыть определенные объемы в потребностях страны», — считает эксперт.