В Общественной палате РФ прошел круглый стол «Цензура или модерация: как ограничить произвол иностранных социальных сетей?». Участники дискуссии обсудили, как иностранные соцсети нарушают права российских пользователей, и можно ли этому противостоять.
Эксперты отметили, что иностранные соцсети не уделяют должного внимания выявлению и удалению опасных материалов, которые могут нанести реальный вред. Однако тратят подозрительно много ресурсов на ограничения и блокировки контента и аккаунтов российских пользователей и СМИ, причем зачастую без внятного объяснения причин. По мнению участников дискуссии, подобное поведение не может трактоваться иначе как цензура и ущемление интересов и прав россиян.
Правила площадок не могут являться истиной в последней инстанции, а их модераторы – высшими арбитрами при определении того, какой контент может оставаться на платформе, а какой следует ограничить или удалить, считают эксперты.
Член ОП РФ, директор «Лиги безопасного Интернета» Екатерина Мизулина подчеркнула, что для борьбы с непрозрачностью самой правильной стратегией является объяснение причин, по которым регулятор или платформа говорит, что она делает для принятия того или иного решения.
«Мы считаем, что у пользователя должно иметься право запросить у платформы мотивированное, обоснованное решение по модерации в случае отсутствия решения того или иного уполномоченного органа, когда это является решением самой платформы на основании так называемых правил сообщества», — отметила она.
Председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков заявил, что правила площадок не могут ставиться выше правил национального законодательства.
«Такая схема работы абсолютно недопустима, и бигтех должен понимать, что вначале идет национальное законодательство, а только потом уже принципы самой платформы, в том случае, если они этому законодательству не противоречат. Однако на данный момент бигтех позволяет себе игнорировать и требования законов, и штрафы за их нарушение, и обращения регуляторов, и попытки пользователей и юрлиц добиться справедливости», — отметил он.
Эксперты уверены, что скоро такой практике придет конец благодаря закону о «приземлении», обязывающему ИТ-гигантов с 1 января 2022 года открыть в России представительства или офисы, зарегистрировать личные кабинеты на сайте РКН и открыть специальную форму на сайте для обращения российских пользователей.
Некоторые участники дискуссии призвали перейти «с пряника на кнут» и перестать щадить те зарубежные корпорации, которые усиленно пытаются играть с регулятором и навязывать свои правила. Однако, по мнению Пушкова, блокировка — это крайняя мера.
Первый заместитель председателя комиссии по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций ОП РФ Александр Малькевич призвал установить четкий срок, до которого бигтех обязан «приземлиться» в РФ.
«Закон о приземлении — это краеугольный камень, мы много об этом говорили. Офисы должны быть открыты, форма обратной связи, личный кабинет на сайте Роскомнадзора — все это важно. Но, самое главное, на мой взгляд здесь это то, что мы должны требовать, чтобы появились в нашей стране локальные команды модераторов. Это то требование, которое должно быть зашито в тот пакет условий, который мы выдвигаем для корректной работы представителей бигтеха в нашей стране», — заявил он.