На Cyber Security Day 2022 обсудили проблемы взаимодействия с IT-корпорациями

На Форуме цифровой безопасности Cyber Security Day 2022 в рамках круглого стола «Как контентные проблемы влияют на регулирование цифровой среды?» отраслевые эксперты обсудили насущные проблемы взаимодействия с бигтехом.

Как отметил руководитель рабочей группы по противодействию распространению недостоверной информации, общественному контролю и безопасности сети «Интернет» Общественной палаты РФ Александр Малькевич, количество цифровых угроз с каждым годом растет.

«Не только в России, во всем мире они одинаковые. Каждый с этим в жизни сталкивался: фейковые новости: распространение треш-контента, дипфейки, информационный троллинг, кибербуллинг, излишнее доверие людей к неверифицированным источникам, фишинг, то есть кибермошенничество, недостаточная медиаграмотность и так далее. Конечно же в списке угроз - всевластие соцсетей, которые руководствуются только своими финансовыми интересами, наживаются на гражданах любых стран и ставят себя при этом выше любых законов. Поэтому необходимость регуляторных мер, направленных на борьбу с деструктивным контентом, с халатностью онлайн-платформ - совершенно очевидна», — заявил он.

Участники дискуссии обратили внимание на то, что хотя российское законодательство закрепило важные требования по саморегулированию онлайн-платформ, оно пока охватывает не все площадки. Тем не менее в рамках борьбы с распространением противозаконного контента в сети российская регуляторика достигла определенных успехов и действует в рамках мирового тренда. Подобные законы в том или ином виде принимаются и в других странах.

«Практически в каждой юрисдикции принят соответствующий закон о борьбе с противоправным контентом. Здесь я могу привести опыт Германии, в рамках которого, в 2017 году принят соответствующий закон, который обязывает соцсети осуществлять мониторинг контента, осуществлять координацию своей работы с правоохранительными органами и более того нести ответственность за экстремистский контент, за тот контент, который вызывает или разжигает социальную рознь в стране», — сказал заместитель генерального директора АНО «ИРИ» по правовым вопросам Борис Едидин.

Все больше стран приходят к выводу, что внимания от цифровых корпораций к локальным законам, регуляторам и, прежде всего, пользователям, можно добиться только если есть, с кем выстраивать диалог. По всему миру идет тренд на «приземление» ИТ-гигантов в местных юрисдикциях, что подразумевает наличие на территории страны офиса и представителя корпорации, с которым можно было бы взаимодействовать. В России закон «о приземлении» был принят летом 2021 года.

«Везде этот процесс идет по одному направлению. Везде пришли к выводу, что если крупная интернет-компания, которая превышает определенный показатель по количеству пользователей или по количеству просмотров, обязана иметь своего реального представителя, реальный офис, куда и государство, и физическое лицо может прийти, обратиться», — отметил заместитель руководителя аналитической службы АНО «Диалог» Тимофей Ви.

Это цивилизованный подход, когда крупная компания работает на территории России и кроме того, что она оказывает какие-то услуги и зарабатывает на этом деньги, она обеспечивает механизм обратной связи, в том числе и даже в первую очередь для простых людей, которые могут защитить свои интересы, подчеркнул он.