Волна штамма «Омикрон» уникальна – это поразительная смесь хороших и плохих новостей, полагает руководитель экспертного совета Экспертного института социальных исследований Глеб Кузнецов. По его словам, победить распространение «Омикрона» невозможно, и даже пытаться достаточно нелепо – это плохая новость, но «Омикрон» значительно менее опасен, чем предыдущие штаммы коронавируса – и это хорошая новость.
Выступая на круглом столе «Омикрон». Что принесла новая волна пандемии миру и что от нее ждать в России», Кузнецов со ссылкой на опыт других стран спрогнозировал развитие ситуации с новым штаммом в РФ: три недели резкого роста вертикально вверх, потом короткий ровный путь, потом падение, медленнее, чем рост, но тоже достаточно резкое.
«Понятно, что Россия – большая страна, это не Израиль и не маленькое европейское государство, и каждая область будет проходить эти три недели роста в своей логике и в свое время, из-за чего будет общее впечатление, что у нас вспышка длится дольше, но это ощущение неверное. В части сравнения длины волн коронавируса нужно ориентироваться на большие страны, такие как Бразилия или США, а не на маленькие государства, существующие примерно в одной своей логике», — полагает эксперт.
По его словам, суть и вызов волны «Омикрона» состоит в том, что на пике и на этапе роста 25-30% от всех тестов являются положительными, а с учетом высокой трансмиссивности штамма «Омикрон» сам процесс тестирования теряет всякий смысл – это перегружает систему здравоохранения и повышает риск заражения в очередях на тесты. Аналогичным образом обстоит и ситуация с госпитализацией: из 100 пациентов, госпитализированных по различным причинам, 30 и больше оказываются позитивными при тестировании на коронавирус. Это в полной мере касается и детей.
«Вопрос вообще состоит не в том, как победить «Омикрон», а в том, как сократить издержки от него. Издержки – это экономика, перегрузка системы здравоохранения и, несмотря на относительную легкость симптомов, тяжелое течение болезни и смертность в силу большого числа зараженных. Последний фактор всегда будет аргументом для того, чтобы не смягчать, а ужесточать действующие ограничения, хотя опыт других стран мира уже доказал неэффективность такого подхода. Сейчас уже очевидно, что уровень ограничений никак не коррелирует с заболеваемостью, а страны с наиболее жесткими мерами имеют более высокий прирост случаев коронавируса, чем там, где ограничения слабее», — подчеркнул Кузнецов.
По его словам, перегрузка системы здравоохранения при «Омикрон»-волне – это перегрузка не настоящими больными, а перегрузка в силу правил, принятых в предыдущие волны. Аналогичное мнение о бесполезности жестких ограничений озвучили и другие участники круглого стола: политолог, политический обозреватель радиостанции «Говорит Москва» Александр Асафов, генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин и директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов. Они отметили, что многие государства пересматривают действующие ограничения в сторону их смягчения, так как в случае с «Омикроном» они не приносят ничего, кроме вреда.