На Гайдаровском форуме в рамках сессии «Цифровой суверенитет: контент, технологии и возможности» представители отрасли обсудили факторы, позволяющие российской информационной продукции и аудиовидеосервисам успешно конкурировать с крупными зарубежными игроками.
Эксперты считают, что российские онлайн-кинотеатры, сегодня пользуются большей популярностью у россиян, нежели аналогичные иностранные сервисы.
«Это давным-давно не внутреннее соревнование между каналами, производителями, дистрибуторами. Все те, кто сегодня занимаются контентом, его дистрибуцией, производством и созданием технологий для контента, в полный рост конкурируют с такими компаниями, как Netflix, YouTube, TikTok, и даже не буду перечислять всех остальных, потому что это и есть та самая высокая конкурентная борьба, в которой мы с вами живем», — отметил генеральный директор Института развития интернета Алексей Гореславский.
Также эксперты отметили, что российский контент в силу своего высокого качества сейчас востребован и за рубежом: иностранные аудиовидеосервисы приобретают отечественные проекты или заказывают их производство, приобретаются и права на дистрибуцию фильмов в кинотеатрах.
«Кто-то замечательно сказал: представьте себе, что вы пришли в автомобильный магазин, в котором продаются все автомобили, представленные на рынке в мире, включая российские. И, что самое смешное, они продаются по одной цене. Сможете ли вы продать российский автомобиль за ту же цену, за которую продается немецкий? Вот в кино нам удалось это сделать, нам удалось в этом смысле конкурировать с большим настоящим миром и развитой индустрией», — сказал генеральный продюсер Okko Джаник Файзиев.
По словам заместителя председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антона Горелкина, необходимо соблюдать баланс между поддержкой индустрии и защитой интересов российских пользователей.
«На мой взгляд, сегодня такой баланс есть: у нас есть возрастная маркировка, у нас есть родительский контроль и сами сервисы родительскому контролю уделяют большое внимание. У нас есть механизмы блокировки, удаления информации, причиняющей вред детям. У нас есть закон, который обязывает социальные сети проактивно реагировать на противоправный контент. Очень хороший инструмент — это принятие отраслью добровольных обязательств, это несколько меморандумов, подписанных в прошлом году. Я считаю, что государство прежде всего должно поддерживать контент, который меняет мир к лучшему», — отметил он.
Важным направлением работы государства, по словам депутата, является выстраивание баланса между игроками рынка аудиовизуальных сервисов. Ни одно предложение не принимается без обсуждения с представителями индустрии для того, чтобы отрасль не была излишне «зарегулирована», подчеркнул Горелкин.
Еще одним предложением, затронутым во время дискуссии, стало рассмотрение опыта других стран в сфере борьбы с недобросовестностью западных ИТ-компаний, зарабатывающих на локальном контенте. Андрей Цыпер, исполнительный директор по медиа Rambler&Co, предложил рассмотреть практику Австралии, власти которой законодательно обязали американские ИТ-компании делиться прибылью с местными медиа за размещение их материалов на своих платформах.