Замена ЕГЭ на портфолио выпускника может негативно сказаться на возможностях учеников из небогатых при поступлении в вузы. Об этом «Газете.Ru» заявила уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан, основатель Национального родительского комитета Ирина Волынец, комментируя инициативу главы Рособрнадзора.
«Хорошее портфолио возможно собрать, если с ребенком тщательно занимаются, причем не только педагоги в школе, но и родители. Ребенку сложно самостоятельно подготовиться к ЕГЭ, но участие во всех этих мероприятиях, конкурсах и проектной деятельности также требует непосредственного участия родителей за редким исключением. Поэтому, насколько равные возможности у детей, которые находятся, например, в сложной жизненной ситуации или проблемных семьях, и детей, которые растут в благополучных семьях? Понятно, что уровень портфолио у этих детей будет отличаться. Соответственно, шансы ребенка, который растет в неблагополучной или бедной семье, которая не может себе позволить иметь, например, нужную технику, ничтожно малы по сравнению с ребенком, которым занимаются и у которого благополучная семья, у которой есть деньги. Ребенок из неблагополучной семьи к одиннадцатому классу будет либо без портфолио, либо будет иметь работы ниже по уровню», — сказала она.
По мнению Волынец, на данном этапе портфолио может служить лишь дополнением к существующему экзамену, который, в свою очередь, также требует пересмотра.
«Инициатива, на первый взгляд, выглядит очень заманчивой, но мы понимаем, что здесь нужно взвесить все «за» и «против» перед тем как принимать подобные решения. В той информации, которая представлена в СМИ, мы не увидели обоснования, которое бы указывало на то, что портфолио будет равноценной заменой ЕГЭ. С другой стороны к ЕГЭ тоже есть огромное количество вопросов. Формат единого госэкзамена действительно позволяет поступить в вузы, но с оговоркой, что престижные и популярные вузы страны традиционно используют дополнительные вступительные испытания, потому что доверия к ЕГЭ нет», — подчеркнула уполномоченный.
При этом Волынец отметила, что рада тому, что в обществе поднимается тема ликвидации ЕГЭ.
«Вместо того, чтобы заменять ЕГЭ чем-то другим, нужно определиться с понятийным аппаратом. Убирать полностью выпускные экзамены, как бы они не назывались, и заменять их проектной работой, наверное, неправильно. Портфолио является дополнением, а вот то, к чему именно, нужно приводить в божеский вид. Мы должны идти своим уникальным путем, а не копировать западный. Да, будет сопротивление, нам нужны значительные усилия и подключение экспертного сообщества. Но очень здорово, что вообще в этом направлении идет движение. Я верю, что мы выкарабкаемся их той ситуации, которая сегодня есть», — заключила она.
Ранее глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что портфолио выпускника школы может стать альтернативой ЕГЭ. По его словам, в ведомстве уже прорабатывают идею поступления в вуз с помощью такой системы.
Член профсоюза «Учитель», преподаватель русского языка и права Всеволод Луховицкий в беседе с «Газетой.Ru» назвал портфолио «унизительной и бесполезной» практикой.