В Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему «Защита персональных данных в интернете и быстрая реакция на мошенничество в Сети».
Как отметила член ОП, директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина, в 2021 году ЛБИ получила около 11 тысяч обращений по разным случаям мошенничества в интернете.
«Мы получаем большое количество обращений, такое же количество обращений получают и правоохранительные органы. Одним из важных элементов [защиты пользователей] должно стать создание простого и понятного инструмента для граждан, «одной кнопки», с помощью которой они смогут пожаловаться, получить помощь. Это нужно сделать, потому что проблемы мошенничества и утечки данных создают социальную напряженность и негативное настроение в обществе, которые могут привести к тому, что люди сами пойдут отлавливать этих мошенников», — предложила она.
Мизулина отметила, что в период пандемии киберпреступники стали активно использовать тему COVID-19.
«К сожалению, мы видим, что к этому подключаются и ИТ-гиганты, в том числе иностранные, которые, несмотря на сложную систему модерации, позволяют мошенникам размещать свои рекламные объявления. … Иностранные платформы делают вид, что ничего не происходит и, по сути, потворствуют развитию мошенничества на территории России, обману наших граждан и краже денежных средств у россиян. Масштабы это приобрело колоссальные», — заключила она.
Президент группы компаний InfoWatch Наталья Касперская поддержала предложение по созданию «единой точки входа» для жалоб граждан.
«Чем больше систем мы цифровизуем, тем больше возможностей у мошенников эти системы компрометировать. массовая миграция граждан в онлайн-среду произошла слишком быстро и правоохранительные органы не успели адаптироваться. … Гигантская часть преступлений строится на воровстве баз данных граждан, потом они оказываются либо в открытом доступе, либо используются мошенниками для звонков», — сказала она.
Директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Рустам Сагдатулин считает, что пользователи должны жаловаться на мошенников на самих онлайн-площадках».
«Если говорить об уже украденном аккаунте, с которого размещается мошенническая информация-ю, то тут механизмов в короткие сроки повлиять на площадку недостаточно. Правового механизма, для того, чтобы в короткие сроки восстановить аккаунт, у пользователей сейчас нет. Если говорить об иностранных площадках, таких как YouTube или Instagram, у нас уже есть сложности. Мы не всегда вовремя и не всегда оперативно можем получить обратную связь», — отметил он.
Сагдатулин напомнил, что пользователи могут обратиться с вопросами, касающимися персональных данных и их утечек, в Центр правовой помощи граждан в цифровой среде, созданный при Главном радиочастотном центре (находится в ведении Роскомнадзора).