Доцент химического факультета МГУ прокомментировал планируемый ввоз в Россию регенерированного урана

Кандидат химических наук, доцент химического факультета МГУ, заведующий лабораторией дозиметрии и радиоактивности окружающей среды Владимир Петров прокомментировал планируемый ввоз в Россию регенерированного урана.

Ранее на сайте французского отделения Гринпис сообщалось, что компания Orano заключила контракт с Росатомом на отправку в Россию свыше тысячи тонн отработанного урана с национальных АЭС.

«В средствах массовой информации появились сообщения о планируемом ввозе в Россию регенерированного урана. Это правда, но авторы этих сообщений ошибаются в том, что ввозимый материал – ядерные отходы, и их ввоз превращает Россию в подобие свалки. Такие утверждения невольно привлекают к себе внимание – ведь никто из нас не хочет жить на помойке. Но давайте разберемся без эмоций, в чем же дело», — отмечает он.

Петров пояснил, почему и зачем это делается. «Прежде всего, напомню, что отходами (даже по закону) называют те материалы, которые не могут быть использованы при современном уровне развития технологий. При этом, регенерированный уран – это сырье, причем сырье достаточно ценное. Это тот материал, который извлекается из отработавшего ядерного топлива после его выгрузки из реактора. Иначе говоря, это уран, который не сгорел в реакторе и который можно использовать повторно. Мало кто знает, но добыча урана из недр земли, из руды, его выделение, очистка и обогащение – достаточно дорогостоящие процессы. С другой стороны, есть уран в составе реакторного топлива», — отметил он.

Эксперт добавил, что прямая выгода ввоза такого урана в том, что можно извлечь несгоревшее сырье из отработавшего топлива и использовать его повторно.

«Не секрет, что природный уран – это радиоактивный элемент. Понятно, что и регенерированный уран также является радиоактивным, т.к. у урана просто нет стабильных изотопов. Но надо понимать, что регенерированный уран ни в коем случае не является отходом. Это действительно ценное сырье», — подчеркивает эксперт.

Кроме того, по его словам, мало кто в мире умеет обращаться с регенерированным ураном так, чтобы это было и безопасно, и экономически эффективно.

«В России такие технологии есть, они освоены в промышленном масштабе и успешно применяются. Достаточно сказать, что все реакторы типа РБМК, которые эксплуатируются сейчас в России, питаются топливом, изготовленным из регенерированного урана. А это примерно 10 ГВт – мощность, достаточная для электроснабжения нескольких городов-миллионников. Есть планы по переводу на регенерированный уран также и реакторов типа ВВЭР. Одним словом, использование регенерированного урана – рационально и выгодно», — пояснил он.

«Именно поэтому регенерированный уран везут в Россию: мы умеем с ним работать, и знаем, как его грамотно использовать», — заключил Владимир Петров.