Сегодняшнее заседание президиума Госсовета можно оценить как первый шаг к работе над совершенствованием и изменением школьного образования в России, полагает руководитель Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян.
«В первую очередь речь идет о среднем школьном образовании. Очевидно, что когда говорят о неравенстве в профессиональных подготовках и возможности подготовки преподавателей, или о том, что дети не всегда имеют доступ к учебным материалам, или у них нет возможностей для дополнительного обучения, необходимо пересматривать саму концепцию школы: от формальных образовательных стандартов до обеспечения учебного процесса для усвоения материала, для того, чтобы ученикам это было доступно, и для того, чтобы он просто был там, где его по какой-то причине не хватает», — говорит эксперт.
Петр Кирьян полагает, что в итоге мы получим несколько понятий, с которыми нам придется некоторое время жить, а потом и существовать в этих реалиях. Первое – это так называемая современная или новая школа, которая подразумевает наличие возможностей и для занятий спортом, и для похода в библиотеку, и, если говорить о сельских школах, для получения доступа к быстрому интернету.
«Насколько я помню, подобные рабочие предложения обсуждались, и это явно будет прорабатываться в ближайшие годы. Ясно, что просто капитальный ремонт, о котором тоже говорили, это хорошо, но если мы говорим именно об образовательном пространстве, то этого недостаточно. Не обязательно иметь бассейны или высокие окна, но возможность получить дополнительную литературу, доступ в интернет или дополнительные образовательные курсы, либо пройти задания, которые плохо пройдены и не усвоены еще раз - это важно», — отметил он.
Второе направление, которое отметил эксперт — необходимость увеличения качества функционального освоения школьной программы школьниками. Об этом идет речь в двух разрезах, поясняет Петр Кирьян.
«Во-первых, чтобы школьники имели некий качественный уровень обеспеченности всеми учебными материалами, потому что здесь есть некоторый разрыв, и очевидно, что семьи со школьниками нуждаются в поддержке, если они не могут самостоятельно собрать ребенка и поддерживать его на качественном уровне в соответствии с учебным процессом. Во-вторых, это формальные вещи вроде школы полного дня. Это тоже довольно сложная история, и не только потому, что в данном контексте решается проблема того, что дети какое-то количество времени предоставлены сами себе и не могут быть под контролем родителей, а в итоге хуже учатся, но и потому, что школа вполне может распорядиться этим временем, чтобы предоставить те же дополнительные занятия или, например, помочь с решением домашней работы», — говорит он.
Кроме того, по мнению Петра Кирьяна, будет поставлен вопрос о качественном наполнении учебного процесса.
«У нас есть учебные планы, которые не вызывают серьезных вопросов. Но в тех случаях, когда школьник что-то не усваивает, или после 9 класса выясняется, что какой-то значительный процент учащихся функционально неграмотен и не усвоил существенную часть школьной программы, это значит, что в текущей форме школа либо перегружена, либо нужна система дополнительного обучения тех, кто не успевает, но способен это сделать», — заключил эксперт.