Покупатель выбирает качественный продукт в минимальные сроки по адекватной цене, но что же в таком случае делать строительным компаниям, чтобы максимально точно ответить на запрос покупателей? Совершенствовать этот продукт, а также внедрять новые технологии при строительстве.
«Все инновации в недвижимость сегодня можно разделить на два направления – инновации в продукт, куда входит и инфраструктура в рамках проекта, и инновации в строительные технологии, оборудование и материалы», - считает гендиректор компании «Донстрой» Алена Дерябина.
И если в первом случае, по словам эксперта, продукт меняется на глазах в лучшую сторону – внедряются инженерные, навигационные, транспортные системы, то все, что касается стройки, – все не так динамично, - констатировал она. – Инновации в этой сфере сводятся к созданию дополнительных систем контроля и учета строительства. Мы ищем технологические решения, которые существенно улучшали бы качество и сокращали сроки строительства, хотя основная зона роста не в этом, а в развитии кадров».
По мнению гендиректора «Донстрой», в связи с этим одним из наиболее перспективных направлений в строительстве может стать роботизация.
«Но масштабную программу по внедрению роботов в российской строительной отрасли можно ожидать не ранее чем через 5 лет, – заметил она. –Сегодня же основным препятствием остается ее высокая стоимость, а любая новация должна иметь явный экономический эффект».
Вместе с тем, по словам Дерябиной, прослеживается тенденция увеличения стоимости рабочей силы. «Когда она станет сопоставимой по цене инновациям, новые технологии начнут применяться более активно», – добавляет она.
«Внедрение новых технологий целесообразно и окупаемо в рамках крупной компании или при реализации масштабных комплексов. Ведь ни в рамках точечных проектов, ни на малом объёме застройки применение новых технологий просто не окупится», – рассуждает Дерябина.
В ее представлении, основным драйвером внедрения инноваций в стройку при этом должен быть не девелопер, а генеральный подрядчик. «Однако, он будет готов инвестировать в «новинки» только в том случае, если у него есть гарантированный портфель заказов на 7-10 лет. Пока же такой возможности у московских коммерческих подрядчиков нет», – резюмировала Дерябина.