Эксперт о данных Росстата: принятые властями во 2-м квартале меры дали результат

Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем, комментируя опубликованные во вторник данные Росстата, касающиеся потребительских ожиданий россиян, констатировал, что принятые во втором квартале меры со стороны государства по поддержке производства, бизнеса и отдельных категорий граждан, принесли результат.

«Как правило, потребительская уверенность снижается, когда люди видят, что могут достаточно быстро потерять прежние доходы. Такая ситуация характерна для периодов резких изменений курсов валют, роста инфляции, сокращения производства и рабочих мест. Подобные ожидания и настроения были характерны для россиян во втором квартале года – в разгар первой волны пандемии кронавируса и введения жестких ограничительных мер в экономике.

Впрочем, большинство негативных предположений относительно ближайшего будущего, судя по результатам исследования Росстата, не оправдались. Показательные цифры: доля негативных оценок ожидаемых изменений в экономике страны в третьем квартале снизилась до 36% по сравнению с 45% во втором квартале. При этом индекс ожидаемых изменений в экономике России ближайшей перспективе вырос во всех возрастных группах, и в наибольшей степени – на 8% – среди лиц среднего возраста, которые живут преимущественно за счет собственного трудового заработка.

Интересно, что россияне при этом не проявляют лишних надежд на улучшение своего материального положения в ближайшие 12 месяцев – оценки одинаковые как во втором, так и в третьем квартале. Но доля негативных оценок здесь сократилась на треть – до 23% по сравнению с 31% во втором квартале. И вновь индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении увеличился по всем возрастным группам.

Очевидно, принятые во втором квартале меры со стороны государства по поддержке производства, бизнеса и отдельных категорий граждан, принесли результат. Россияне видят: экономика не рухнула, поддержка оказывается, и уже не испытывают страха, связанного потерей доходов и покупательских возможностей, как весной этого года. И, как мы видим из исследования, начинают смелее тратить средства, что особенно ярко демонстрирует рост индекса благоприятности условий для крупных покупок», - отметил Журавлев.