Москва продемонстрировала хороший запас прочности в борьбе с ливнями, обрушившимся на столицу, считают эксперты.
Проливные дожди, обрушившиеся на российскую столицу в последних числах мая, не смогли нарушить работу городских служб и практически не отразились на функционировании транспорта и инфраструктуры Москвы. Выявляемые департаментом ЖКХ локальные скопления воды ликвидировались практически в режиме реального времени, поэтому впервые за много лет новостные репортажи обошлись без картин затонувших автомобилей и бредущих по пояс в воде людей.
«Московский климат предполагает периодические летние ливни, к которым жители столицы уже давно привыкли, — говорит первый заместитель председателя комиссии ОП России по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артем Кирьянов. — Но 2020 год стал едва ли не первым на моей памяти, когда эти ливни не привели к сколько-нибудь заметным проблемам в жизни столицы».
По его словам, нужно отдать должное комплексу городского хозяйства — со стихией удалось справиться полностью и без потерь.
«Насколько можно судить, выстроенная в Москве система отведения дождевых вод обладает хорошим запасом прочности и полностью выполняет свою задачу — предотвращает подтопления и в кратчайшие сроки убирает с улиц воду», — отметил Кирьяков.
Синоптики подсчитали, что май 2020 года стал самым дождливым за всю историю наблюдений. При средней многолетней норме осадков в 50 мм в этом году на столицу вылилось почти втрое больше. При этом 29 и 31 мая были установлены рекорды уровня осадков 38 мм и 23 мм соответственно. Даже они вдвоем перекрывают месячную норму. Проливные дожди в последние выходные мая сопровождались еще и сильным ветром, порывы которого достигали 20 метров в секунду.
Заместитель мэра Москвы в городском правительстве Петр Бирюков сообщил, что шквалы повалили в столице 96 деревьев, были повреждены 20 автомобилей, но пострадавших в этих инцидентах нет.
Важнейшую роль в минимизации последствий ливня сыграла работа, проводимая комплексом городского хозяйства на протяжении уже нескольких лет. Выявляемые «узкие места» последовательно ликвидируются, благодаря чему их количество сократилось за десять лет на два порядка — если в 2011 году проблемных адресов, в которых могла скапливаться вода, на карте Москвы насчитывалось 2785, то к концу 2019 года их осталось всего 54. При этом работы не свернуты, в текущем году запланировано построить или реконструировать более 14 км ливневой канализации, что еще больше повысит надежность городских сетей и их способность противостоять напору стихии.
Таким образом, можно констатировать практически полное отсутствие ставших уже привычными жалоб москвичей в соцсетях на затопленные дворы и ушедшие под воду дороги. Скопления воды своевременно ликвидировались сотрудниками комплекса городского хозяйства, ведущими мониторинг ситуации не только с помощью собственной системы датчиков, но и в интернете. Как только откуда-то поступал тревожный сигнал, на место выдвигалась одна из аварийных бригад префектур, ГБУ «Автомобильные дороги», «Мосводоканала» или «Мосводостока». В общей сложности практически боевую вахту во время ненастья несли 470 бригад.
Грамотные действия коммунальщиков позволили оперативно ликвидировать такие проблемные ситуации, как, например, выход из берегов реки Лихоборки, начавшееся было подтопление тоннелей на улице Народного Ополчения и проспекте Мира, и по ряду других адресов.
«При сильном ливне и ветре следует неукоснительно соблюдать правила безопасности, в частности обходить стороной рекламные щиты, не стоять под деревьями и не парковать вблизи них автомобили», — сказал Бирюков, отметив, что в режиме повышенной готовности продолжают находиться 298 аварийных бригад.