Авансы не спасают: застройщики пожаловались на нехватку мигрантов

Девелоперы сообщили о нехватке трудовых мигрантов на стройках

Сергей Савостьянов/ТАСС
Трудовые мигранты не могут въехать в страну из-за нерегулярного авиасообщения, а также обязательного карантина по приезде, сообщил глава Минстроя Ирек Файзуллин в кулуарах ПМЭФ. В Москве, по словам заммэра Владимира Ефимова, не хватает около 300 тыс. иностранных работников. С дефицитом рабочей силы столкнулись многие застройщики — так, в «А101» «Газете.Ru» сообщили о неукомплектованности 20% строительных бригад. В Минстрое обещают в скором времени разрешить проблему: в частности, договориться об увеличении числа рейсов из стран СНГ, а также добиться обмены обязательного карантина.

Порядка 20% строительных бригад компании «А101» полностью не укомплектованы из-за нехватки в Москве трудовых мигрантов — многие из них не вернулись в Россию после приостановки строек в апреле 2020 года. Об этом «Газете.Ru» рассказал директор департамента девелопмента застройщика Павел Турков.

«Пока полностью решить вопрос нехватки рабочей силы на строительных площадках Москвы не удается, несмотря на ощутимый рост оплаты труда. В период с мая 2020 по май 2021 года расценки на услуги строителей выросли примерно на 15%, месячная зарплата специалиста по целому ряду строительных профессий может достигать 90 тыс. рублей в месяц», — сказал он.

Работников не хватает и девелоперской компании «Брусника». «Дефицит рабочей силы мы испытываем до сих пор. В апреле Минстрой РФ направлял девелоперам письмо с просьбой обозначить потребность в привлечении иностранных работников. По нашим подсчетам, нам и нашим подрядчикам не хватает более 2 тыс. человек», — сообщили «Газете.Ru» в компании.

Когда в России стал стремительно распространяться коронавирус, а строительство было ограничено, бригады из стран СНГ решили вернуться на родину и найти там новые источники доходов, объяснил Турков.

«Мало кто соглашался оставаться в Москве в состоянии неопределенности — никто не знал, сколько продлится пандемия и какова будет экономическая ситуация в мире после нее. Поэтому люди в основном решили перестраховаться и уехать домой в поисках других заработков. Поэтому после возобновления работ дефицит рабочей силы на различных площадках Москвы достигал и 30%, и в отдельных случаях 50%», — рассказал он.

Чтобы не потерять работников, девелоперы стали заключать долгосрочные контракты с подрядчиками, которые должны были искать кадры.

«Также мы начали авансировать работников. Однако жители стран СНГ столкнулись со сложностями при пересечении границ, а те рабочие, что остались в Москве, нередко нарушали условия соглашений со своими работодателями и могли самовольно уходить на другие объекты по индивидуальным договоренностям», — посетовал Турков.

Работу пришлось модернизовать и «Бруснике» — там создали производственные спецподразделения, выполняющие критические виды работ. «Они обеспечены необходимыми человеческими и материальными ресурсами. Кроме того, для наших подрядных организаций действует межрегиональная программа. Благодаря ей можно перераспределять рабочую силу», — добавили в компании.

О проблеме с отсутствием трудовых мигрантов в столице говорил и заммэра столицы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

«Проблема [дефицита трудовых мигрантов] нарастает. Мы видим удорожание рабочей силы приблизительно на треть. К нам поступают обращения в первую очередь строительных компаний. На сегодняшний момент в городе на 300 тыс. мигрантов меньше, чем в обычный период, и это является результатом ограничений, связанных с въездом», — отметил Ефимов.

В свою очередь министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин 3 июня заявил, что обсуждается возможность въезда для мигрантов при наличии отрицательного теста на коронавирус и тестирования на границе с Россией без дальнейшего обязательного карантина.

Глава Минстроя подчеркнул, что авиарейсов из Таджикистана и Узбекистана раз в неделю не хватает.

«Мы ведем диалог с авиаперевозчиками, и они готовы увеличить количество рейсов, но нужно, чтобы межведомственная комиссия во главе с вице-премьером Татьяной Голиковой дала им разрешение. Кроме того, с этими странами существует железнодорожное сообщение, а раньше возили автобусами. Нужно использовать все виды транспорта», — заключил министр.