Советник администрации президента США по национальной безопасности Джейк Салливан заявил, что Белый дом испытывает «глубокую озабоченность» по поводу того, как были сформулированы выводы отчета Всемирной организации здравоохранения о происхождении COVID-19.
По его словам, крайне важным требованием отчета является независимость оценки, которая не должна подвергаться «изменениям под влиянием правительства Китая», передает Reuters.
Салливан отметил, что президент США Джо Байден отменил решение о выходе из ВОЗ, которое принял предыдущий американский лидер Дональд Трамп, но подчеркнул, что доверие к организации может вызывать вопросы.
«Возобновление работы США с ВОЗ означает соблюдение самых высоких стандартов», однако Вашингтон «глубоко обеспокоен» тем, как были проведены исследования организации, добавил чиновник.
«Чтобы лучше понять происхождение этой пандемии и подготовиться к следующей, Китай должен предоставить свои данные с самых первых дней вспышки.
В будущем все страны, включая Китай, должны принимать участие в предотвращении и реагировании на чрезвычайные ситуации в области здравоохранения», — подчеркнул высокопоставленный сотрудник Белого дома.
Представитель администрации президента США сообщил, что Байден, который проводит свои первые выходные в резиденции главы государства Кэмп-Дэвид в горах западного Мэриленда, встретится со своими советниками по национальной безопасности в субботу, 13 февраля.
Днем ранее The Wall Street Journal со ссылкой на неназванных исследователей ВОЗ сообщил, что Пекин отказался предоставить Всемирной организации здравоохранения необработанные персонализированные данные о ранних случаях COVID-19, которые могут помочь определить, как и когда вирус впервые распространился в Китае.
Генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус уточнил, что все гипотезы о происхождении COVID-19 все еще остаются открытыми после того, как американская сторона заявила, что хочет просмотреть полученные миссией ВОЗ данные.
Исследование под руководством ВОЗ длилось четыре недели. Специалисты изучали в Китае источники вспышки COVID-19. После этого эксперты сообщили, что считают маловероятной версию о том, что вирус распространился из лаборатории.
Команда исследователей запрашивала у Пекина данные пациентов по 174 случаям, которые выявили на ранней стадии вспышки в городе Ухань в декабре 2019 года, а также по другим случаям.
Однако специалистам китайской стороной была предоставлена только сводка с линейными данными, рассказал Доминик Дуайер, австралийский эксперт по инфекционным заболеваниям, входящий в состав группы.
Он пояснил, что получение доступа к необработанным данным особенно важно, поскольку только половина из 174 случаев связана с рынком Хуанань, ныне закрытым оптовым центром морепродуктов в Ухане, где изначально был обнаружен вирус.
«Вот почему мы упорно просили эти данные. Отказ Китая я не могу комментировать. Я не знаю, какие причины повлияли [на такое поведение Пекина]: политические или какие-то другие... Мы можем только догадываться», — признался ученый.
Хотя китайские власти предоставили много материала, но проблема доступа к необработанным данным пациентов будет затронута в окончательном отчете группы, предупредил Дуайер. Выводы группы ВОЗ могут быть опубликованы уже на следующей неделе.
Стоит отметить, что сообщения ВОЗ о том, что возможность случайной утечки вируса из лаборатории в Ухане исключена, были восприняты китайскими официальными лицами и преподнесены в государственных СМИ как опровержение того, что Пекин скрывает какие-то данные по COVID-19 и пытается избежать прямых обвинений в отношении себя в запуске пандемии.
«Заявление ВОЗ положило конец американской теории заговора», — писала китайская газета Global Times. Издание Reference News назвало визит агентства ООН по здравоохранению «демонстрацией позитивного, научного и коллективного отношения Китая».
Цзэн Гуан, главный эпидемиолог Китайского центра по контролю за заболеваниями, и вовсе уверен, что теперь необходимо исследовать другие места в мире, где могла начаться пандемия, особенно — американские лаборатории, потому что «исторически Соединенные Штаты запустили биологическое и химическое противостояние».