Журналисты телекомпании НТВ, задержанные в Турции за съемку возле завода по производству беспилотных летательных аппаратов в пригороде Стамбула Санаи, вернулись в Россию — об этом сообщила РИА «Новости» пресс-служба телеканала НТВ. «Наши коллеги, сотрудники программы «Центральное телевидение» Алексей Петрушко и Иван Малышкин уже в Москве. Прилетели ночным рейсом. С ними все в порядке. Благодарим МИД РФ, Посольство России в Анкаре и Генконсульство России в Стамбуле за помощь. И, конечно, всех коллег из СМИ, поддерживающих нас в эти дни», — говорится в сообщении.
Решение о депортации было принято накануне. «Двое россиян, задержанных в четверг при попытке снять без разрешения военный объект, были сегодня отпущены на свободу», — говорилось в заявлении пресс-службы администрации президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. В нем уточнялось, что это стало возможно благодаря усилиям, приложенным российскими дипломатами — турецкая сторона также напомнила о необходимости «соблюдать законодательство и правила аккредитации при работе в Турции». В пресс-службе НТВ, между тем, заявили РБК, что сотрудников телекомпании депортируют — от выдвинутых обвинений в шпионаже прокурор отказался.
О том, что Алексей Петрушко и Иван Малышкин перестали выходить на связь, в телекомпании НТВ заявили в пятницу, 4 декабря. «В последний раз полноценный контакт с ними был в четверг в 12:22, в ходе которого россияне сообщили, что их задерживают неизвестные и куда-то ведут»,— говорилось в сообщении российского МИДа в Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена). В 21.00 в тот же день Алексей Петрушко прислал sms: «Нас почему-то до сих пор держат».
Власти Стамбула подтвердили задержание российских журналистов, а также гражданина Турции, сроком на три дня. «Департамент полиции Стамбула задержал двух граждан России и гражданина Турции в 10.30 в четверг, обнаружив, что они проводили съемку без разрешения вблизи центра исследований и разработок беспилотных летательных аппаратов в нашей провинции, где фотографирование и съемка запрещены. Расследование продолжается», — цитировало РИА «Новости» сообщение городской администрации Стамбула. Позже выяснилось, что «гражданином Турции» оказалась азербайджанская журналистка Айтадж Джарчиева, работавшая на ВГТРК, — об этом сообщил азербайджанский ресурс «Зеркало».
Уже в понедельник, 7 декабря, телеканал НТВ со ссылкой на источник заявил, что задержанных журналистов подозревают в шпионаже — дело в том, что они вели съемку возле объекта, на котором производятся боевые беспилотники.
«Снимали несколько сюжетов. Один из сюжетов был про COVID, другой сюжет был про производство беспилотников. Их задержали в пригороде Стамбула, где находится завод по производству беспилотников Baykar Savunma. Есть, в принципе, его адрес на сайтах, и в Google Maps, и в «Яндекс» его можно найти. Так что, насколько нам известно, ребята только подъехали туда и были задержаны», — объясняла главный редактор телеканала НТВ Александра Кошарницкая «РИА Новости».
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, тем временем, заверял, что Россия принимает «все возможные меры для оказания помощи задержанным российским журналистам».
Пока в России пристально следили за судьбой журналистов, в самой Турции эта история ажиотажа не вызвала. «Турецкое общество в последние годы не особо реагирует на арест журналистов, тем более иностранных», — объяснил «Газете.Ru» турецкий журналист Абдуррахман Камбуроглу. Он заметил, что случаи, когда из-за журналистов осложнялись отношения с другими странами, бывали. Однако задержание Алексея Петрушко и Ивана Малышкина турецкую общественность не всколыхнуло. «Можно даже сказать, что кроме некоторых изданий, мало кого этот вопрос волновал. Пока не подключилась официальная российская сторона», — резюмировал Абдуррахман Камбуроглу.
Турецкий журналист Яшар Ниязбаев предполагает, что в Турции не стали раздувать эту тему, потому что «видимо, были позитивные ноты». «Администрация Турции даже отдельно отметила роль России, так как страна предоставила исчерпывающую информацию о задержанных и доказала, что это правда журналисты, а не разведчики. И никаких целей в их действиях не было», — заметил он в беседе с «Газетой.Ru». По словам Ниязбаева, «было всего несколько статей и одно интервью с бывшим разведчиком и военным экспертом, в которых мелькал негатив».
«Там всю ситуацию преподнесли так, что Турция готовит вооружение, за которым охотится весь мир, все разведки хотят получить информацию, и вот, мол, русские тоже не устояли, — рассказал журналист. — Обвиняли задержанных в том, что они занимались никак не журналистикой, а явным шпионажем, и вообще за их спинами стоят другие акторы. Преподносилось все так, будто это уже доказано и оспариванию не подлежит. Военные, видимо, увидели так, а дипломатия решила по-другому».
Действительно, издание Sabah, а вслед за ним и некоторые другие, опубликовали интервью с военным экспертом, полковником в отставке Джошкуном Башбугом, который выражал абсолютную уверенность в том, что действия российских журналистов — ни что иное как промышленный шпионаж. Их интересовали, по мнению специалиста, беспилотные летательные аппараты Байрактар ТБ2, которые производятся на частном предприятии «Baykar Makina» — с момента первого полета в 2014 году они применялись в военных конфликтах в Ливии, в Сирии и в недавних столкновениях в Нагорном Карабахе.
«Это промышленный шпионаж. Это война спецслужб. Разведчики для достижения своей цели использовали журналистское прикрытие. Возможно, на заднем плане этого инцидента, будут выявлены иные связи и иные цели», — заявил Джошкун Башбуг. Турецкий военный эксперт сказал также, что журналисты не могли не знать, что съемка возле «критического военного объекта», запрещена. «Об этом знают журналисты всего мира, все, кто этим занимается. Но эти сделали это, зная, что совершают преступление. Однако они не ожидали или не знали, что государство примет меры», — заявил он.
Большая часть турецких СМИ, однако, не обсуждала тему шпионажа со стороны российских журналистов, освещая тему лишь короткими новостными заметками.
«Турецкие СМИ не подхватили вброс, поэтому раздуть скандал просто, возможно, не успели, — признал Яшар Ниязбаев. — Поэтому и удивления от того, что россиян просто отпустили, не возникло. По прошествии еще нескольких дней ситуация могла повернуться иначе, если бы ее стали нагнетать».
Разрешение на работу от сотрудников зарубежных СМИ в Турции, между тем, требуют регулярно. «В последнее время есть сильный контроль над иностранными журналистами, — объясняет Абдуррахман Камбуроглу. — Обычно это бывало во время важных событий, но теперь это стало постоянным делом. Сейчас от иностранных журналистов требуют временную аккредитацию. Или хотя бы разрешение на съемку, которую надо получать в аппарате губернатора». Впрочем, на практике могут и не попросить никаких документов.
Тем не менее журналист считает, что Турция отреагировала резко, задержав, а потом депортировав российских журналистов. «Максимум их могли бы попросить не проводить съемку в этом районе, по ясным причинам, — резюмировал он. — Задерживать, а потом еще и с помощью суда их депортировать — тут нужна была веская причина. И шпионаж — причина очень уместная».