Допросы свидетелей или потерпевших нельзя проводить посредством видео-конференц-связи — силовикам нужно видеть эмоции собеседников. Об этом «Газете.Ru» рассказал первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Юрий Синельщиков.
«Я конечно же против, потому что не очень представляю, как можно таким образом людей допрашивать. Нужно обязательно личное общение, надо видеть эмоции этого человека, реакции: глаз, губ, рук.
И потом, если московскому следователю нужно срочно допросить человека в Хабаровске, выносится отдельное поручение, которое выполняется максимум в пределах 10 дней. А если захочешь и попросишь, то и в течении одного дня хабаровские следователи все сделают и допросят», — разъяснил депутат.
По аудио- или видеосвязи силовикам будет сложно установить, тот ли человек отвечает им на вопросы, подчеркивает Синельщиков. По его словам, ответственные следователи не будут использовать такие методы.
«Такие доказательства будут очень сомнительны и мало кто захочет взять на себя ответственность за них», — подчеркивает он.
Законопроект, который предоставит следователю право проводить допрос свидетеля преступления, потерпевшего или эксперта посредством видео-конференц-связи, разработал глава комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов — 29 октября 2020 года он направил его для отзыва в правительство.
Изменения предлагается внести в Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Автор проекта уточняет, что закон разработан для того, чтобы ускорить сроки рассмотрения уголовного дела, поскольку часто участники процесса находятся в других регионах относительно места происшествия.
Кутепов уверен, что предлагаемая норма позволит следователю допрашивать участников процесса, не покидая территорию региона.
«Так, например, став очевидцем преступления в одном регионе РФ, лицо по личным обстоятельствам может его покинуть, что делает достаточно затруднительным обеспечение явки свидетеля к следователю для допроса. Выезд следователя в место нахождения допрашиваемого лица также требует дополнительных временных и материальных затрат, а также затягивает сроки расследования по другим уголовным делам», — отмечается в пояснительной записке.
Сенатор уточнил, что допрос посредством видеосвязи уже на протяжении длительного времени применяется судами. Особенно актуальна эта практика в связи с пандемией. При этом в законопроекте оговаривается, что онлайн-допрос будет возможен лишь при наличии технической возможности у следствия.
В свою очередь следователь московской полиции Игнат Разумовский (имя изменено по просьбе спикера — «Газета.Ru») отрицательно отозвался об инициативе сенатора.
«Сразу видно, что человек ничего не знает о том, как ведутся следственные действия. Дело в том, что самые правдивые показания можно получить при личном контакте, а еще лучше непосредственно на месте происшествия, когда у свидетеля еще возбуждена нервная система», — посетовал собеседник «Газеты.Ru».
При этом, по его мнению, такой формат может быть полезен экспертам или внештатным помощникам правоохранителей — специалистам в области криминалистики или судмедэкспертам.
Председатель комиссии по юридической безопасности МОО Ассоциации юристов России Алексей Гавришев в свою очередь полагает, что инициатива Совфеда целесообразна и отвечает требованиям нынешних условий.
«Во всем мире следователи уже давно проводят допросы свидетелей дистанционно с использованием технических средств. Все допросы записываются в аудио- и видеоформатах, стенограмма которых прилагается к этим записям», — рассуждает он.
Также реформа существенно сэкономит время силовиков и их транспортные расходы, сообщил Гавришев «Газете.Ru».
Если законопроект примут, важно обязать суд приобщать все записи допросов к делу, отмечает адвокат по уголовным делам Инна Сорокина. «Стенограмма разговора в данном случае не поможет, поскольку недобросовестные следователи могут изменить ее потом и, следовательно, исказить ход дела», — заключила она в разговоре с «Газетой.Ru».