Граждане Белоруссии, которых выпустили на волю после задержания в ходе акций протеста, сообщили об издевательствах со стороны силовиков.
Так, рассказ одной из девушек, побывавшей в Центре изоляции правонарушителей (ЦИП), записали на камеру — в ходе беседы активистка плакала. «Мы стояли все к стене, руки назад, если не дай Бог что, могли к земле. То есть, как к собаке, как 41-й год», — рассказывает девушка на видео, которое оказалось в распоряжении Telegram-канала «Белсат».
Самые сильные страдания задержанная испытала в РУВД — там, по словам девушки, ее сильно избивали и угрожали изнасиловать. «В РУВД били конкретно. ОМОНовцы, десять штук, меня дубинами били, оскорбляли, угрожали смертью.
Снимали штаны, сказали, по кругу пустят. Сказали — вы все против Лукашенко, вы быдло тупое. Относились как к животному. Десять лет обещали, кричали, что я террористка», — поделилась воспоминаниями гражданка Белоруссии.
Некоторых задержанных во время пребывания в ЦИП на Окрестина силовики отправляли ночевать на улицу. «Сегодня я ночевал на улице и слышал, как человека избивали, заставляли кричать: «Я люблю ОМОН», — сообщил митинговавший житель Бобруйска Николай изданию Tut.by.
Те, кто оставался в здании изолятора, не могли спать из-за тесноты. «Мы не то что спать не могли, некоторые ночи мы стояли, потому что сесть не могли. Воздуха нет», — рассказала фельдшер скорой помощи Анастасия, которую также схватили во время протеста.
Она добавила, что силовики истязали как девушек, так и мужчин. «Мы слышали, что каждую ночь мужчин избивали так, что они просто выли. Бедные мальчишки просто выли. Их заставляли петь гимн Беларуси и при этом их избивали. Это то, что мы слышали из окон каждую ночь. Кровь стыла в венах», — отметила собеседница Tut.by.
При этом правоохранители не намеревались оказывать медицинскую помощь пострадавшим. «Охранники ходили издевались, говорили: «Не будет вам никакой медицинской помощи, кинем в вас гранату — и все закончится», — сказала минчанка.
При этом все освобожденные отмечают, что еду в ЦИП им давали лишь на вторые сутки — и то «полбулки хлеба на 20 человек», уточнил житель Бобруйска Николай.
Свою историю жестокого задержания, а также рассказы других участников митинга передал и корреспондент Znak.com Никита Телиженко, которого омоновцы схватили 10 августа в Минске.
По словам журналиста, когда он уже сидел в автозаке, рядом с ним находился 62-летний мужчина по имени Николай Аркадьевич. Пенсионер рассказал, что его задержали, когда он шел в магазин и увидел, что сотрудники ОМОН хватают несовершеннолетнего мальчика. «Я вступился за него, попытался отбить его. Я им говорил: он же ребенок, вы что творите?» — отметил мужчина.
Однако в итоге 62-летнего минчанина ударили по печени и кинули в автозак — он попросил вызвать «скорую», но силовики на его просьбу не отреагировали.
Когда автозак с задержанными подъехал в РУВД, правоохранители стали выводить их, загнув руки за спину. «Парня передо мной специально головой о дверной косяк входа в РУВД ударили. Он закричал от боли. В ответ на это его начали бить по голове и орать: «Заткнись, сука!». Первый раз меня ударили, именно когда выводили из автозака, я просто недостаточно низко нагнулся и получил удар рукой по голове, а потом коленом в лицо», — вспоминает Телиженко.
В здании РУВД было очень много людей — все они лежали на полу «живым ковром». »<...> Нам пришлось идти прямо по ним. Мне было очень неудобно, что я все-таки наступил кому-то на руку, но я совсем не видел, куда шел, потому что голова была наклонена сильно в пол. «Все на пол, лицом вниз», — орали нам. А я понимаю, что лечь некуда, кругом в лужах крови лежат люди», — отметил журналист.
Он добавил, что следующие партии задержанных клали на людей вторым слоем. Несмотря на то что минчане лежали, их постоянно избивали, рассказал корреспондент. «Мне показалось, что у некоторых задержанных были сломаны — у кого руки, у кого ноги, у кого позвоночник, потому что при малейшем движении они орали от боли», — рассказал Телиженко.
Так он и остальные задержанные провели 16 часов. Ночью некоторые правоохранители разрешали ходить в туалет — другие командовали делать это «под себя».
«Около двух часов ночи в РУВД привели новых задержанных. И вот тут началась лютая жесть. Милиционеры заставляли задержанных молиться, читать «Отче наш», кто отказывался, избивали всеми подручными средствами. Сидя в актовом зале, мы слышали, как избивают людей на этажах под нами и над нами»,
— сообщил журналист.
Утром задержанных перевозили в ЦИП — в автозаке их положили друг на друга в три слоя. Во время переезда людей продолжали избивать — за татуировки, длинные волосы и другие отличительные черты, вспоминает Телиженко. Из изолятора корреспондента забрал сотрудник посольства РФ в Белоруссии. По словам журналиста, сокамерники очень радовались за него.
Между тем замглавы МВД Белоруссии Александр Барсуков заявил, что над задержанными никто не издевался. «Издевательств никаких не было. Я с каждым переговорил», — подчеркнул чиновник 13 августа.
Позже, 14 августа, Барсуков уточнил, что истязаний не было именно «в камере». «Мне сказали, что в камере никого не избивали», — заключил он.