В Госдуме поддержали отказ Минпросвещения РФ от идеи сделать обязательным ЕГЭ по иностранному языку. Как сообщил «Газете.Ru» первый зампред комитета по образованию и науке Олег Смолин, такая реформа невозможна из-за низкого уровня преподавания иностранных языков.
«Сейчас иностранный язык во многим школах преподается ненормально или не преподается. В школах не хватает преподавателей иностранного языка — это значит, что там либо нет этого предмета, либо учителя безумно перегружены. Введение иностранного языка означало бы угрозу для многих сельских ребят остаться без аттестатов», — пояснил депутат.
Школы и чиновники не стремились обеспечить качественное преподавание иностранных языков — даже под угрозой введения обязательного ЕГЭ, считает глава Института развития образования Ирина Абанкина.
«Мы не смогли инвестировать в то, чтобы внедрить современные методики, обеспечить коммуникации на языке, его освоение во всех школах. Да и вопрос: какой иностранный язык делать обязательным. Если речь идет о всех, то это трудно обеспечить. А если только об английском языке, то это насилие»,
— сообщила она «Газете.Ru».
Депутат Смолин также считает, что иностранный язык не должен быть приоритетным предметом у школьников. «Важнее, с моей точки зрения, простимулировать детей читать русскую классику, а это значит вводить обязательный экзамен по литературе. Только не в форме ЕГЭ — сочинение или устный экзамен. Также важнее было бы ввести ЕГЭ по одной из естественных наук на выбор: физика, химия и биология. Нам не хватает инженеров, агрономов. Для модернизации страны это важнее», — заявил чиновник в разговоре с «Газетой.Ru».
Абанкина и вовсе не считает, что ЕГЭ будет хорошим стимулом к изучению языка. «Тем более что в той форме, как сейчас это проходит: аудирование, грамматика, синтаксис. Формат сдачи ЕГЭ по языкам вызывает очень много нареканий — он не подтверждает использование языков как средств коммуникации. Несомненно, знание языков нужно и в вузах, и в жизни, но это не значит, что ЕГЭ — это инструмент, который позволит повысить качество знания», — отметила Абанкина.
«Тем более что в той форме, как сейчас это проходит: аудирование, грамматика, синтаксис. Формат сдачи ЕГЭ по языкам вызывает очень много нареканий — он не подтверждает использование языков как средств коммуникации. Несомненно, знание языков нужно и в вузах, и в жизни, но это значит, что ЕГЭ — это инструмент, который позволит повысить качество знания», — отметила Абанкина.
В Департаменте образования и науки города Москвы и вовсе считают, что изучение иностранных языков теряет свою актуальность.
«Изучение иностранных языков, даже несмотря на глобализацию и усиление международных контактов на самых разных уровнях, как это ни странно, теряет свою актуальность в силу развития технологий распознавания речи и автоматического перевода», — сообщил «Газете.Ru» начальник управления развития кадрового потенциала системы образования Илья Новокрещенов.
Тем временем в Совфеде надеются, что никто не воспринимает отказ от обязательного иностранного языка в ЕГЭ как повод уделять меньше внимания этому предмету.
«Сегодня для того, чтобы быть востребованным, надо знать языки. Современные россияне как раз из тех людей, которые знают не только свой язык. Если Минпросвещения не вводит иностранный как обязательный — не значит, что будет меньше уделяться внимания иностранным языкам. Уверен, что Минпросвещения сделало это не из-за того, что боится оттока российской молодежи за рубеж, ведь никаким запретом это не решишь», — сообщил «Газете.Ru» зампред комитета по науке, образованию и культур Виктор Кресс.
Отметим, что только 29 июля Минпросвещения выступило с предложением не делать иностранный язык обязательным для сдачи в 11-м классе. «Минпросвещения России подготовило проект приказа, согласно которому иностранный язык не входит в число обязательных предметов государственной итоговой аттестации обучающихся», — указано в сообщении ведомства.
Уточняется, что проект приказа составлялся совместно с общественниками и экспертным сообществом. «Отмечаем, что данный проект пройдет все необходимые стадии согласования, включая общественное обсуждение, и итоговое решение будет принято только после прохождения всех процедур согласования»,
— заявили в Минпросвещения.
При этом ранее с инициативой ввести в ЕГЭ иностранный язык как обязательный выступали многие высокопоставленные чиновники — в частности вице-премьер РФ Татьяна Голикова и экс-министр просвещения Ольга Васильева.
«Введение иностранного как обязательного было бы очень скоропалительным решением, которое несло бы в себе риск профанации. В связи с многими заявлениями это введение было ожидаемым, однако в школах ничего всерьез сделано не было: никаких методик, учебников, рабочих тетрадей, литературы, подготовки педагогов и так далее», — заключила глава Института развития образования Ирина Абанкина.