«Сидеть в клетке»: какими будут школы после пандемии

Как новый режим работы школ отразится на психике детей

Маргарита Сафронова
Тимур Батыршин/РИА «Новости»
Новый режим работы школ, который Роспотребнадзор рекомендует ввести при сохранении рисков распространения COVID-19, в долгосрочной перспективе может обернуться невротическими расстройствами у детей, сообщили «Газете.Ru» психологи. Так, обучение школьников в одном и том же классе в течение всего дня, предложенное ведомством, способно навредить психике подростков, которые привыкли перемещаться между кабинетами. Не менее опасны запрет на общение с учениками других классов и отмена массовых мероприятий, считают эксперты.

С утра до вечера в одном классе

Дети могут приобрести невротические расстройства, если школы будут соблюдать рекомендации Роспотребнадзора по организации учебного процесса после пандемии COVID-19. Об этом «Газете.Ru» сообщила глава отдела неотложной психиатрии и помощи центра психиатрии и наркологии имени Сербского Анна Портнова.

Еще в мае Роспотребнадзор опубликовал правила эпидемиологической безопасности, которым должны будут следовать образовательные учреждения, если им разрешат возобновить работу в условиях сохранения рисков распространения коронавируса нового типа.

Согласно этим рекомендациям, за каждым классом должно быть закреплено учебное помещение — в нем ученики будут находиться на протяжении всех уроков. Специалисты в области психиатрии и психологии уверены: постоянное нахождение в одном и том же замкнутом пространстве может навредить прежде всего подросткам, которые, как правило, за день посещают несколько классов.

«Дети всегда такие внешние воздействия воспринимают плохо — особенно в подростковом возрасте. Если ребенок не будет сменять умственную деятельность физической активностью, не покидая одно замкнутое пространство, то это навредит его психике — также он будет быстрее уставать»,

— подчеркнула психиатр Портнова в разговоре с «Газетой.Ru».

Клинический психолог Оксана Старостина также считает, что детей нельзя ограничивать в перемещениях. «Надо оставить все традиционно: пускай дети выходят, бегают, общаются, перемещаются между классами. Если они будут сидеть в этой клетке с восьми утра до шести вечера, то точно ничего хорошего не выйдет. Они будут, как крысы полевые, будто на них эксперимент проводят», — заявила эксперт «Газете.Ru».

«Максимальное разобщение»

Кроме того, если школы решат придерживаться нововведений, предложенных Роспотребнадзором, детям запретят общаться с учениками других классов во время перемен и на прогулках.

«Пересмотреть режим работы организации, в т. ч. расписание учебных занятий, изменив время начала первого урока (занятия) для разных классов и время проведения перемен, в целях максимального разобщения классов (групп)», — сказано на сайте ведомства.

По возможности школам также рекомендуют сократить число учеников в одном классе и не собирать детей из разных классов в одной группе «продленки». «Это, безусловно, негативно повлияет на психику ребенка. Дети общаются не только на уровне своего класса: у кого-то есть друзьями за его пределами, романтические увлечения опять же. Но если это необходимо, то из двух зол надо выбирать меньшее. Если в приоритете здоровьесбережение, значит, надо придерживаться правил», — сообщила «Газете.Ru» психолог Татьяна Семенко.

Оксана Старостина также подчеркнула, что общение с детьми вне класса важно для развития ребенка — его социализации.

Запрещается в школе, по рекомендациям Роспотребнадзора, проводить и массовые мероприятия. «Любые внеучебные занятия развивают социально-коммуникативные навыки, эмоциональную сферу, творческий потенциал. Конечно, катастрофы не будет, если на какое-то время это прекратится, но в целом внеучебная деятельность очень полезна», — заявила психиатр Портнова.

Тем не менее Старостина считает, что нельзя отменять массовые мероприятия для детей, так как и вне пандемии COVID-19 их было достаточно мало. «Проведение подобных мероприятий очень важно, их как раз не хватает, лучше б над этим подумали. Не надо детей ограничивать — пускай бегают, резвятся», — сказала психолог.

«Накапливается стресс»

Помимо вышеперечисленного, Роспотребнадзор считает, что у всех сотрудников, школьников и родителей при входе в здание необходимо проверять температуру тела. Также в учебных заведения установят специальные дозаторы с антисептиками для рук.

Во время перемен работники учреждения будут проводить дезинфекцию помещений: рабочих поверхностей, пола, дверных ручек, мебели, санузлов, кранов и тд. Школам также рекомендовано «усилить педагогическую работу по гигиеническому воспитанию обучающихся, воспитанников и их родителей».

Чтобы избежать наступления тревожных состояний у ребенка во время действия таких ограничений, необходимо объяснить ему причину введения новых правил, сообщила психолог Татьяна Семенко.

«Надо пояснить, что это временное явление, которое необходимо перетерпеть ради здоровья. Сказать: сейчас пандемия — болеет весь мир, поэтому нужно потерпеть». Дети поймут, потому что формулировка достаточно простая»,

— отметила эксперт.

Тем не менее глава отдела центра имени Сербского Анна Портнова уверена, что долгое время сохранять такие правила нельзя, иначе можно нанести существенный ущерб психике школьника. В свою очередь Роспотребнадзор не уточнил, сколько будут действовать эти правила эпидемиологической безопасности, в случае если учебным заведениям разрешат открыться.

«Предполагаю, два месяца — это максимум. Это как раз время, в которое накапливается стресс, способный вылиться в невротические расстройства», — пояснила психиатр.

Есть среди рекомендаций ведомства и положения, которые эксперты оценили положительно — в частности, документом предлагается максимально часто проводить занятия на открытом воздухе. Например, регулярно выходить с детьми на открытую спортивную площадку во время урока физкультуры, а не тренироваться в спортивном зале. Кроме того, Роспотребнадзор считает необходимым обеспечить учреждения большим количества мыла и туалетной бумаги, а также следить за тем, чтобы сотрудники пищеблоков постоянно носили маски и перчатки.