«Без учителя точно никак»: школьники готовятся к итоговой аттестации в режиме онлайн

Как школы Москвы преодолевают сложности дистанционной подготовки к экзаменам

Школа №1210, г. Москва
Продолжающаяся всеобщая самоизоляция вносит серьезные коррективы практически во все сферы нашей жизни, и система образования не стала исключением. К счастью, современные технологии позволяют не прерывать обучение школьников даже сейчас, когда и они, и учителя вынуждены оставаться дома. Совсем скоро старшеклассникам предстоит сдавать экзамены – ОГЭ и ЕГЭ. «Газета.Ru» выяснила, как проходит подготовка к ним в условиях дистанционного обучения.

Самостоятельность и дисциплина

Полный переход на дистанционное обучение, а особенно подготовка старшеклассников к экзаменам, стал настоящим вызовом для многих московских школ, однако нельзя сказать, что учителя совсем не были к такому готовы. Педагоги не первый год практикуют формат «дистанционки», учителя пользовались web-ресурсами и в привычном режиме работы школ. Разумеется, на то, чтобы подстроиться к работе в период изоляции, потребовалось некоторое время.

«К переменам в образовании мы были готовы во многих отношениях. В начале года в рамках внутрикорпоративного повышения квалификации мы провели обучение педагогов работе с сервисами Google. По сути, это был первый шаг к переходу в онлайн, поэтому серьезных сложностей с организацией у нас не возникло. В течение нескольких дней нам удалось полностью перенести образовательный процесс в дистанционный режим» - поделился с «Газетой.ru» директор школы №1210 Павел Терехов.

«Первую неделю было тяжело, сейчас уже механизм отлажен. Самое главное, все привыкли к такому формату. Мы договорились об определенных правилах: когда работаем с включенным микрофоном, как и в каком виде присылать выполненное задание, в течение какого времени это нужно делать. Очень важно на дистанционном образовании, чтобы ребята правильно планировали свое время, распределяли усилия, ставили себе сроки и их придерживались. Это дисциплинирует», — рассказала руководитель проекта «Медицинский класс» в московской школе №1637, учитель химии Екатерина Виноградская.

По ее словам, задача учеников перед консультацией, во-первых, подготовиться по теории - повторить и/или изучить дома самостоятельно, используя доступные ресурсы в Интернете, во-вторых, проработать задания, которые подготовил педагог, и накопить вопросы по этим заданиям. В таком формате успешность онлайн-встречи с учителем зависит и от того, насколько хорошо школьники самостоятельно работают дома.

«Сейчас акцент не на учителе, а на ребятах. Больше их самостоятельной работы. На онлайн консультации моя задача – расставить акценты, обратить внимание на важные, сложные моменты, структурировать материал, ответить на возникшие вопросы, вместе с ребятами разобрать сложные задания», — подчеркнула Екатерина Виноградская.

Ученик школы №1950 Данила Худов говорит, что процесс подготовки проходит практически также, как до введения самоизоляции. «Учителя присылают задания, разбирают с нами вопросы, мы, как и раньше, решаем задания, учим материалы. Не могу сказать, что нагрузка увеличилась или уменьшилась, но появилось больше времени на самоподготовку», — отмечает он.

С Данилой согласна и ученица 11 медицинского класса школы №1637 Мария Макарова. «Процесс проходит очень насыщенно. Конечно, дома учиться легче. Не надо тратить время на дорогу в школу - просто взял компьютер и учебники и сидишь, решаешь пробники, учишь новый материал», — говорит она.

Педагоги тоже сделали для себя определенные выводы. По словам Екатерины Виноградской, раньше, собирая и проверяя домашнюю работу, она отвечала и комментировала каждому его работу. Это отнимало очень много времени.

«Сейчас ребята присылают, я собираю, смотрю типичные ошибки, ставлю себе в задачу разобрать общие вопросы и ошибки либо на следующей консультации, либо устраиваем самостоятельно небольшую встречу на 10-15 минут. То есть по общим моментам - ответ получают сразу все, а какие-то частности уже решаем в индивидуальном порядке», — делится опытом педагог.

Образовательные онлайн-ресурсы

В условиях дистанционной работы школьникам и учителям рекомендовано использовать материалы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, размещенные на сайте Федерального института педагогических измерений и информационном портале ЕГЭ. В дополнение к уже имеющимся материалам до 14 апреля на сайте ФИПИ будут опубликованы методические рекомендации для учеников 9 и 11 классов по организации подготовки к государственной итоговой аттестации по всем сдаваемым в этом году учебным предметам. Также будут размещены открытые варианты заданий ЕГЭ и ОГЭ 2020 года, которые позволят выпускникам потренироваться в выполнении реальных экзаменационных заданий этого года.

Школа №1637, г. Москва

Но указанные ресурсы – далеко не единственные инструменты, помогающие ученикам и педагогам выстраивать дистанционный учебный процесс. Ученица школы №1637 Мария Макарова говорит, что источников для занятий достаточно много. «Из ресурсов - книги с вариантами, учебники. Также почти каждый день у нас проходят консультации с учителями, где разбираем, что непонятно или какие-то сложные темы. Нам дают в качестве домашней работы пробники, тесты в формате ЕГЭ», — рассказывает она.

Ученик школы №1950 Данила Худов отметил портал «Яндекс.Репетитор» и книги с типовыми заданиями. Педагог Екатерина Виноградская рассказала о процессе организации занятий более подробно.

«Для изучения теории использую ресурсы «Яндекс.Уроки» и сценарии в МЭШ. Для закрепления - цифровые домашние задания в МЭШ, также использую сервис «Мои достижения» и подборки тестов на «Яндекс.Репетитор». Помимо этого, я перевожу свои подборки (хорошо, что за годы работы материала накопилось достаточно) в онлайн-формат с помощью Google Forms», — говорит она.

Упомянутый Екатериной Виноградской сервис «Мои достижения» был создан для проверки знаний и умений школьников, в том числе старшеклассников, которые готовятся к экзаменам. Для выпускников 9-х и 11-х классов на ресурсе предусмотрена возможность не только выполнить задание в формате ОГЭ или ЕГЭ, которые были разработаны Федеральным институтом педагогических измерений специально для сервиса, но и потренироваться в заполнении бланков, заблаговременно познакомиться с правилами и процедурой проведения ГИА, что дает возможность повысить уровень готовности к экзаменам. На сайте также размещены обучающие ролики по решению заданий ЕГЭ.

«С помощью онлайн-сервиса «Мои достижения» школьники могут подготовиться к экзаменам дистанционно. Сервис доступен на всех устройствах – компьютере, планшете, смартфоне. Нужен только доступ в Интернет. Участники диагностик могут получить объективную оценку знаний и подробный анализ результатов. Их проверка проводится членами предметных комиссий ГИА. Пообщаться с экспертами и получить онлайн-консультацию по ответам на задания государственной итоговой аттестации можно не выходя из дома», - отметил заместитель директора Московского центра качества образования Богдан Легостаев.

И школьникам, и педагогам может также существенно помочь телешкола МосОбрТВ – Московский образовательный телеканал. Ежедневно по будням с 9:00 до 12:20 на канале транслируется семь основных школьных уроков, а также программы по подготовке к итоговой аттестации. С телепрограммой можно ознакомиться на сайте МосОбрТВ.

«Период дистанционного обучения для Московского образовательного не оказался неожиданным. Все технологии канала изначально разрабатывались для интерактивного общения. Ежедневно по будням в рамках проекта #УчимсяВместе идут уроки от лучших учителей города по разным предметам. Все уроки для старшей школы ориентированы на то, чтобы помочь учащимся подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена. Также на телеканале ежедневно выходит специальный проект «Готовимся к ЕГЭ», созданный совместно с сервисом «Мои достижения». Учителя и члены предметных комиссий разбирают задания по различным предметам», - пояснила исполняющий обязанности директора Московского центра технологической модернизации образования Ольга Суханова.

Еще одна образовательная площадка — «Сириус», позиционирующая себя как онлайн-школа развития таланта. Знания, полученные в «Сириусе», можно рассматривать как дополнение к школьной программе: курс состоит из учебных модулей. Обычно модуль посвящен одной теме, а для получения зачета необходимо выполнить 70% упражнений.

Внутри каждого модуля есть несколько коротких видеофрагментов. В них преподаватели рассказывают теорию и разбирают примеры решения задач. Каждый видеофрагмент сопровождается кратким конспектом. Кроме того, в некоторые модули включены лекции для расширения кругозора.

Если же этих ресурсов окажется недостаточно, поможет площадка, где можно найти другие полезные и доступные онлайн-инструменты для учебы.

Школа будущего

Нынешняя ситуация заставила участников учебного процесса активнее использовать множество полезных ресурсов для получения знаний, и, вероятно, они продолжат ими пользоваться и после окончания нерабочих дней. Однако полностью переходить в онлайн пока не готовы ни учителя, ни ученики.

«Каждый раз на онлайн-консультациях мы искренне радуемся и приветствуем друг друга. Все соскучились по живому общению. Не могу себе представить переход полностью на дистанционное обучение. Потому что живое общение, эмоции не через web-камеру необходимы всем. Везде есть свои плюсы и минусы. Самые главные минусы удаленки, на мой взгляд, это отсутствие живого общения и возросшие временные затраты, которые уходят на подготовку к занятиям (нужно подготовить наглядный материал, тезисы занятий, подборки теории и заданий, предусмотреть материал для тех, кто не сможет посмотреть видео-уроки или присутствовать на онлайн консультациях)», — рассказывает Екатерина Виноградская.

Только на переписку с учениками в WhatsApp у педагога уходит в среднем по 2-3 часа в день: школьники присылают свои вопросы, спрашивают, почему в задании не такой ответ, как у них, просят еще каких-нибудь заданий. «Мне важно сохранить в них это стремление к учебе, поэтому стараюсь реагировать очень быстро на их вопросы и запросы», — отмечает Виноградская.

Учащиеся тоже не хотят отказываться от походов в школу. Школьник Данила Худов полагает, что полностью дистанционное обучение возможно, но не прямо сейчас – для некоторых предметов, например, необходима доска, которой нет дома. «Учителя все время находятся с нами на связи, вместе с ними мы стараемся максимально эффективно подготовиться к экзаменам», — говорит он.

Школьница Мария Макарова больше подчеркивает недостаток общения с одноклассниками и педагогами. «Будущее в формате онлайн представить можно, но я думаю, что обычную школу не заменить. Да и сидеть постоянно в гаджетах вредно для здоровья. Лучше прогуляться до школы, пройтись по коридорам, бежать в столовую на большой перемене, чем сидеть весь день дома и смотреть в компьютер», — уверена она.

Учитель химии Екатерина Виноградская полагает, что вынужденная самоизоляция может подтолкнуть школы и к другому важному выводу.

«О трансформации роли учителя говорится давно. Сейчас он является не только источником знаний, он еще и тьютор, наставник, помощник, его задача - сопровождать, направлять, корректировать процесс познания. И вот такая форма работы позволила прочувствовать это в полной мере. Нужно дать ученику самостоятельность, научить планировать, ставить цели и сроки, выполнять самодиагностику и самокоррекцию. Но успешным такой процесс познания будет только в том случае, если ребята будут знать, что всегда рядом есть тот, к кому они могут обратиться с вопросом и за помощью. Поэтому без учителя точно никак, в этом я убеждена. И то количество времени, которое я провожу в общении с моими учениками (по разным вопросам и в разных форматах), - явное тому подтверждение», — резюмирует она.