Транспорт на страже здоровья пассажиров

Транспорт – один из главных фронтов борьбы с COVID-19

ТАСС
Общественный транспорт Москвы не снижает темпа работы в условиях распространения коронавируса и предпринимает беспрецедентные меры по защите пассажиров от распространения инфекции. О том, что делается для того, чтобы здоровье пассажиров метро, поездов МЦД, а также наземного транспорта было в безопасности во время поездок в материале «Газеты.Ru».

Пространство безопасности

Сегодня в Московском метрополитене по сравнению с аналогичным периодом прошлого года пассажиропоток снизился более, чем на 80%, сообщили в оперативном штабе по контролю и мониторингу ситуации с коронавирусом столицы. Однако подземка не ограничивает свою работу – поезда ходят в том же количестве и в том же графике, что и до введения режима самоизоляции населения - и предпринимает масштабные меры по борьбе с распространением вируса, благодаря чему остается одним из самых безопасных общественных пространств в городе.

В первую очередь, метрополитен уделяет внимание состоянию здоровья и условиям работы сотрудников, которые имеют непосредственный контакт с пассажирами. Так, например, работники касс обеспечены необходимым количеством перчаток и антисептиков. Также ежедневно в момент прихода на службу у всех работников метро измеряется температура. Кроме этого, ведется непосредственный контроль пассажиров: дистанционно измеряется температура людей с помощью камер видеонаблюдения с тепловизорами.

Вместе с тем, как отметила заместитель начальника Московского метрополитена по развитию клиентских сервисов и работе с пассажирами Юлия Темникова, абсолютно все элементы инфраструктуры Московского метрополитена, с которыми взаимодействуют пассажиры, тщательно дезинфицируются каждые 1,5-2 часа. Особое внимание уделяется ручкам дверей, кассовым зонам, турникетам, поручням эскалаторов. Автоматы по продаже билетов обеззараживаются один раз в час. Ежедневно 2500 сотрудников метро задействованы в дезинфекции инфраструктуры и поездов.

«Мы используем средство, рекомендованное Роспотребнадзором, которое убивает широкий спектр бактерий и вирусных инфекций», - пояснила представитель метрополитена.

Валерий Мельников/РИА \«Новости\»

Не меньшее внимание уделяется обработке пассажирских зон на станциях метро. Клининговые машины промывают с использованием дезинфицирующих средств платформы всех станций подземки дважды в сутки – днем, а также ночью в ходе генеральной уборки.

В начале апреля сотрудники метрополитена расширили перечень применяемых способов дезинфекции и стали ежедневно по ночам обрабатывать пассажирскую зону генераторами горячего воздуха с дезинфицирующим средством. Такой метод очень эффективен, так как позволяет обрабатывать большие площади: только за один час одна пушка дезинфицирует до 2,5 тыс. квадратных метров. Аналогичный подход используют и при дезинфекции вентиляционных шахт подземки.

Работы по дезинфекции тоннелей с помощью специальных машин и вовсе придают мерам метрополитена по борьбе с вирусами тотальный характер. Машины курсируют по линиям по ночам, когда нет движения пассажирских составов, так как для качественного обеззараживания необходимо следовать по тоннелю со скоростью не более 5 км/ч. Для дезинфекции тоннелей Мосметро использует средство с широким спектром антимикробного и противовирусного действия, которое Роспотребнадзор рекомендует, в том числе, для использования в больницах для обеззараживания хирургических и стоматологических инструментов. Раствор заливают в цистерны, которые есть у каждой такой машины. Одна цистерна вмещает 10-12 тонн раствора.

И, конечно, перед выходом на линию тщательную обработку проходят и поезда метро: все элементы поезда – стены, пол, потолок и стекла в пассажирском салоне и кабине машиниста, пассажирские сидения, поручни – обрабатываются специальными дезинфицирующими средствам. При этом стоит отметить, что в современных вагонах «Ока» и «Москва» происходит автоматическое обеззараживание воздуха с помощью специальных ультрафиолетовых ламп.

«Иволга» против вирусов

Системы микроклимата со специальными установками обеззараживания воздуха, которые работают на основе ультрафиолетовых ламп, предусмотрены также и в поездах «Иволга», которые курсируют по Московским центральным диаметрам. Эти системы работают постоянно – и во время эксплуатации поездов на линии, и во время их стоянки в депо.

«Ультрафиолет убивает 99,99 процента микробов, что подтверждено результатами тестов Роспотребнадзора, — поясняет Валерия Шарафутдинова, руководитель управления продуктового и технического маркетинга дирекции по развитию пассажирского транспорта компании «Трансмашхолдинг», которая также, среди прочего, выпускает вагоны метро «Москва» и «Ока». — Люди в «Иволге», а также в наших поездах метро дышат действительно очищенным воздухом, и в меньшей степени подвержены воздействию болезнетворных инфекций и микроорганизмов».

Помимо постоянного кварцевания, в салонах «Иволги» ежедневно проводят многократную влажную уборку специальными обеззараживающими средствами, рекомендованными Роспотребнадзором.

Еще один вид дезинфекции МЦД – обработка поездов мобильными генераторами холодного пара. Как отмечают в Департаменте транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, с помощью такой технологии также уничтожается 99,9 процента микробов, а на дезинфекцию одного вагона уходит всего 5-7 минут.

Рамиль Ситдиков/РИА \«Новости\»

Вместе с тем, как и в метрополитене, пассажиропоток МЦД сократился после введения карантинных мер в столице. Однако, как и Мосметро, МЦД работают в полном объеме и во всеоружии подошли к вопросу профилактики распространения вирусных инфекций.

Сотрудники МЦД проходят ежедневный медосмотр, а кассиры и контролеры сейчас имеют свыше двух тысяч флаконов с антисептиками и более пятидесяти тысяч медицинских масок, а также порядка одиннадцати тысяч латексных перчаток.

Меры санитарной обработки станций и инфраструктуры также усилены: дезинфекция станций и инфраструктуры проводится три раза в день, в том числе в часы пик. Как сообщил заместитель руководителя комплекса информирования об МЦД Департамента транспорта Москвы Тимур Соцкий, рекомендованными Роспотребнадзором средствами дезинфекции обрабатываются все поверхности, с которыми на станциях может контактировать пассажир – валидаторы, поручни, кассовые блоки, подлокотники. В том числе каждые два часа обрабатываются кассовые окна, которых на МЦД более 180.

В дополнение к этому в поездах МЦД запустили аудиоинформирование пассажиров о профилактике коронавируса: из сообщений пассажиры могут узнать о симптомах, а также о том, что делать, если во время поездки стало плохо.

Тонны антисептиков для наземного транспорта

Снижение пассажиропотока коснулось и наземного общественного транспорта: после введения карантинных мер показатель снизился на 24%, то есть маршрутами автобусов, трамваев, троллейбусов и электробусов перестали пользоваться 1,4 миллиона пассажиров.

И все же, как подчеркнул заместитель генерального директора «Мосгортранса» Максим Коновалов, несмотря на режим изоляции граждан, все маршруты работают в прежнем режиме, в рейс выходит необходимое количество транспортной техники – это свыше 6,5 тысяч единиц, которые ежедневно проходят дезинфекцию.

Так, салонах автобусов, трамваев, троллейбусов и электробусов ежедневно обрабатывается 100% поверхностей, с которыми часто контактируют пассажиры: поручни, стекла, сиденья и валидаторы. При этом Мосгортранс, как и Мосметро, и МЦД, использует только рекомендованные Роспотребнадзором дезинфицирующие средства, которые имеют долгий срок активности на поверхности, уничтожают бактерии и вирусы, включая аденовирусы, вирусы гриппа и других возбудителей острых респираторных инфекций, атипичной пневмонии, птичьего и свиного гриппа и других.

Максим Стулов/Ведомости/ТАСС

«Ежедневно тратится порядка четырех тонн антисептиков для дезинфекции только подвижного состава. Также приняты меры на автовокзалах города. В зданиях автостанций и автовокзалов Мосгортранса, помимо регулярных обработок дезинфицирующими растворами, установлены ультрафиолетовые бактерицидные облучатели закрытого типа – они обеззараживают воздух», - рассказал Максим Коновалов.

При этом 85 рабочих бригад – а это около 200 человек – каждый день занимаются дезинфекцией и обработкой остановочных павильонов, а 600 сотрудников диспетчерской службы круглосуточно контролируют движение транспорта. Для обеспечения безопасности водителя приостановлены продажи ими билетов, кабины закрыты от контакта с пассажирами.

Помимо стандартных процедур, включающих измерение давления, общий осмотр и другие показатели, водителям до и после смены измеряют температуру. Такой медосмотр проходят около 10 тысяч водителей каждый день. Все эти меры позволяют обезопасить как пассажиров, так и сотрудников Мосгортранса от заражения, уверены в ведомстве.

Поделиться опытом столицы

Транспортные эксперты считают эффективными меры, которые предпринимают столичные транспортники для борьбы с распространением коронавирусной инфекции, и отмечают, что предприятия и персонал транспортных компаний работают в режиме повышенного внимания, контроля и риска, что не может не заслуживать уважения и высокой оценки работы.

«Учитывая частоту проведения дезинфицирующих обработок как инфраструктурных объектов, так и подвижного состава, сомнений в эффективности данных мероприятий не возникает, - комментирует директор Ассоциации содействия развитию транспортной отрасли «Транспортная Ассоциация Московской Агломерации» Норайр Блудян - Требования, которые предъявляются к транспортным компаниям в эпидемиологических условиях распространения коронавирусной инфекции - вполне логичные и обоснованные – выполняются».

Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов, также согласен, что все принятые меры по профилактике распространения вирусных инфекций в столице зарекомендовали себя крайне эффективно. «В частности, нет ничего логичнее проводить дезинфекцию воздуха и поверхностей подвижного состава, - отметил эксперт. – Например, установленные в поездах «Иволга», курсирующих по МЦД, и вагонах метро «Москва» ультрафиолетовые лампы, которые убивают максимальное количество микробов, значительно снижают риск распространения вирусных инфекций, и они абсолютно безопасны для пассажиров. Данные технологии внедряются на стадии производства подвижного состава, что намного дешевле монтажа отдельных установок».

Теперь важно растиражировать опыт столицы в регионы, где санитарная обработка подвижных составов, проверка состояния здоровья водителей и сотрудников транспортных предприятий, а также пассажиров, обеспеченность индивидуальными средствами защиты выполнены слабо или отсутствую вовсе, говорит Илья Зотов. Дополнительно снизить риск распространения инфекции, по мнению эксперта, могло бы ограничение транспортного сообщения между субъектами и между муниципалитетами внутри регионов.