Россияне хотят внести в Конституцию то, что для них значимо, то, что они хотят оставить навсегда, защитить, как-то сберечь. Так объяснила необходимость внесения в Конституцию так называемого социального блока поправок депутат Ольга Баталина, член думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов на встрече рабочей группы с главой государства, которая состоялась на прошлой неделе.
Одна из ключевых тем обращений граждан – это поддержка семьи, рассказала она.
«Семья, всё, что связано с семьёй, для абсолютного большинства россиян всех возрастов – это главная ключевая ценность. И конечно, они считают, что сегодня эти вопросы в Конституции должны быть ещё более выпукло отражены, — пояснила Баталина. — Значение семьи вообще с годами возрастает. Люди всё более ответственно относятся к рождению детей, они очень внимательны к инициативам по поддержке семьи, очень много сейчас идёт вопросов, просьб с разъяснениями по всем новым мерам поддержки, которые прозвучали в Послании».
«Понятно, что когда Конституция писалась, в 90-е годы, в начале 2000-х, проблемы у людей были другими: работы не было, с зарплатой были проблемы, пенсия с перебоями. Поэтому, наверное, и нормы, связанные с семьёй, были отражены ровно так, как они сегодня записаны в статьях. Но сегодня ситуация другая, — рассуждала она. — Запрос в том, чтобы поддержка, защита семьи была в государственной политике одним из ключевых приоритетов. Чтобы люди это понимали, чувствовали, чтобы они видели это в деятельности правительства Российской Федерации».
В итоге Баталина предложила дополнить в Конституции полномочия кабмина, это статья 114, следующей нормой: «В полномочия правительства входят вопросы поддержки, укрепления и защиты семьи, традиционных семейных ценностей».
Эксперты, с которыми «Газета.Ru» обсудила смысл и назначение социального блока поправок в Основной закон страны, согласились с необходимостью более четкого отражения в Конституции социального статуса российского государства.
«Когда в 1993 году принималась Конституция, то казалось, что изложенного в 38 статье положения о том, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства вполне достаточно. Однако никто не мог предположить, что спустя четверть века придётся защищать само понятие традиционной семьи, как и таких добрых каждому сердцу слов, как «мама и папа», вместо которых нам предлагают каких-то «родитель 1» и «родитель 2», — рассуждает певица Диана Гурцкая. — Без поддержки семьи мы не сможем решить и демографические проблемы. У нас очень много делается в материальном плане для стимулирования рождаемости, но очень важно, чтобы высокая роль семейных ценностей была в нашем обществе. И закрепление в Конституции, безусловно, этому будет способствовать»
Традиционные семейные ценности — это основа основ в России, в том числе — фундамент нашей самоидентификации, соглашается с Гурцкой первый заместитель председателя комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты Юлия Зимова.
«Смысл в чем? Семья — это же одна из наших, таких, как правильно сказать — основных скреп. Поэтому здесь очень важно, чтобы это было в том или ином виде закреплено. Нужно ли нам Министерство по вопросам семьи — этот вопрос уже поднимался много раз, — пояснила она в интервью «Газете.Ru» Вообще это важная история — ее обсуждали, чтобы был уполномоченный по делам семьи, и министерство. Не знаю, насколько это нужно, но так или иначе — это важно. Можно создавать Министерство по делам семьи, но до конца нужно определиться, чем оно должно заниматься — ведением статистики, созданием соответствующих программ и так далее. По большому счету, с тем фокусом, вниманием, которое глава государства уделяет семье, конечно вопрос этот актуален, однозначно».
Появление подобного рода уточнений в Конституции — это шаг в нужном направлении, полагает уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова.
«На настоящий момент ни одно из 19 действующих ведомств не занимается семейной политикой в целом, каждое – своим отдельным профильным вопросом, однако особого правового регулирования, как и единого ответственного органа, реализующего государственную политику в сфере семьи, материнства, отцовства и детства, сегодня нет, — говорит она. — Сейчас статьи Конституции гарантируют господдержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства, данная сфера находится в совместном ведении Федерации и субъектов, однако расшифровка и конкретизация по органу исполнительной власти отсутствует».
«Я очень рада, что есть возможность исправить эту ситуацию, справедливо наделяя правительство России данными полномочиями и определяя ответственность, — отмечает Кузнецова. — Это может и должно способствовать формированию нового уровня правовой защиты семьи и детства, содействовать более эффективным и ответственным решениям, а также и их исполнению в деле помощи семьям России».
Если в Конституцию будет добавлено положение о том, что в полномочия правительства входят вопросы поддержки, укрепления и защиты семьи, традиционных семейных ценностей, то и сам кабмин будет относиться к семейной политике более ответственно, тем более что семья — это целевая группа, в отношении которой реализуются государственные программы достаточно большим количеством ведомств и федеральных органов исполнительной власти, отметил зампред комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты Сергей Рыбальченко.
«Как у семи нянек дитя без глазу, так и семейная политика по своей принадлежности порой «кочует» от ведомства к ведомству. Например, план мероприятий Десятилетие детства первоначально был поручен Министерству труда и социальной защиты, а затем координация за реализацией этого плана была передана Министерству просвещения, — приводит пример Рыбальченко. — Теперь же правительство будет обязано четко закрепить поддержку семьи и традиционных семейных ценностей за одним органом. Либо же вообще будет создано Министерство по семейной политике — такая практика уже есть в ряде регионов. Этот вопрос дискуссионный, давно обсуждается в экспертной среде, и единого мнения пока не выработано. В любом случае хорошо, что эта проблематика сейчас обсуждается — в контексте дискуссий о внесении изменений в Конституцию».