Федеральная таможенная служба завершает масштабную реформу ведомства, заявил журналистам на этой неделе руководитель ФТС Владимир Булавин, комментируя итоги года.
«Мы планируем завершить масштабную реформу, которой занимались последние два года», — подчеркнул он.
По словам Булавина, ведомство достигло тех целей, которые были поставлены. «Прогнозное задание нам было скорректировано до 5,639 трлн рублей. Мы с ним справимся и немного перевыполним», – особо отметил Булавин.
Также глава ФТС рассказал, что главной задачей уходящего года было повышение управляемости таможенными органами. В частности, было значительно сокращено количество мест таможенного оформления. Раньше таких пунктов было 672, и они располагались на частных площадках.
Сейчас же все декларирование будет проходить в 16 специальных центрах.
Уже запущено большинство из них (а именно 12), а до конца 2020 года планируется запустить оставшиеся по плану четыре ЦЭДа – в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Владивостоке.
Кроме того, в следующем году ФТС расширит функционал «Личного кабинета участника ВЭД». Появятся возможности обмена юридически значимыми электронными документами, подписанными усиленной квалифицированной электронной подписью.
Еще одной задачей, стоявшей перед ведомством, было разделение таможенного оформления и фактического контроля. Это было необходимо, чтобы повысить независимость принятия решения выпускающим инспектором, а также снизить коррупционные риски.
Цифровизацию Булавин назвал основным трендом развития российской таможни.
В 2019 году в полностью автоматическом режиме зарегистрировано более 2,4 млн деклараций (более половины всего объема). Выпущено без непосредственного участия инспектора свыше полумиллиона деклараций.
Глава ФТС рассказал, что планируемое постепенное снижение беспошлинного порога на отправления в рамках интернет-торговли являются назревшей необходимостью. «Мы должны выровнять условия для отечественных продавцов и для иностранных интернет-площадок. Все будут находиться в равной конкурентной среде», – настаивает он.
В целом же ФТС в 2019 году дополнительно перечислила в бюджет государства более 45 млрд рублей.
Больше половины этой суммы, 30 млрд рублей, было добавлено по линии системы управления рисков. Одно из направлений таможни, занимающегося контролем товара после выпуска, добавило в бюджет более 16 млрд рублей.
План за декабрь, установленный Минфином, вероятно, также будет перевыполнен, уточнил Булавин: «Суммы среднедневных перечислений за декабрь, за последнюю неделю и последние дни говорят о том, что мы с этой планкой, которую установил нам Минфин, справимся и даже немного перевыполним».
Кроме того, в уходящем году ФТС выявила более 100 тысяч тонн товаров, запрещенных к ввозу в Россию.
При этом почти 4 тонны из них было «санкционными». 90 тысяч тонн были возвращены производителям, а 6,5 тысяч тонн товаров — уничтожено.
Руководитель ФТС России особо остановился на предпринимаемых таможенной службой мерах по борьбе с коррупцией и профилактикой коррупционных преступлений. «Мы боролись и будем бороться с коррупцией в наших рядах, невзирая на чины, звания и должностное положение наших должностных лиц», – подчеркнул он.
В доказательство своих слов Булавин привел следующую статистику: в 2019 году подразделениями по противодействию коррупции ФТС России возбуждено 112 уголовных дел за совершение преступлений коррупционной направленности (в 2018 году – 65). По признакам коррупционного преступления уголовные дела возбуждены в отношении 32 должностных лиц, 425 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 10 - уволены.
Экспертное сообщество с рядом оговорок соглашается в том, что ФТС развивается в верном направлении.
«Ведомство Владимира Булавина, несмотря на некоторые перипетии, содержится в порядке. Позитивные сдвиги видятся по многим направлениям», — отмечает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
«Так, ФТС отчиталась за 11 месяцев 2019 года и выяснилось, что служба возбудила 1903 уголовных дела, что примерно соответствует прошлогодним показателям, но чуть поменьше. Интересно, что из них 634 дела были возбуждены по факту контрабанды сильнодействующих веществ, стратегически важных товаров и ресурсов, оружия и боеприпасов, а также культурных ценностей», — отметил он.
То есть контроль со стороны ведомства возрос, констатировал Мухин.
«Таможенники всего изъяли 12,4 тонны наркотических средств и психотропных веществ, а также выявили ущерб, причиненный интересам государства, на сумму 25,7 млрд руб. Напомню, что за аналогичный 2018 года был выявлен ущерб на 16,3 млрд руб., то есть поменьше», — говорит он.
«Неплохие показатели ФТС должны сгладить негативный эффект, который возник после ряда скандалов в ведомстве», — полагает эксперт.