Захват школы в Беслане: хроника самого страшного дня
Решающий день: поминутная хроника бесланской трагедии
На этом «Газета.Ru» завершает историческую онлайн-трансляцию атаки на школу Беслана. Мы выражаем соболезнования близким погибших и пострадавших.
По данным Минздрава Северной Осетии, в медучреждениях находятся 531 пострадавший — в том числе 283 ребенка. В последние несколько часов из больниц выписали около 200 потерпевших, однако тяжело раненые продолжают поступать в местные клиники.
По данным оперативного штаба, число погибших составляет уже 250 человек. В то же время МВД Северной Осетии сообщает о том, что в ходе операции по освобождению заложников скончались более 10 бойцов.
Уже в больницах выжившие заложники узнают о гибели своих близких, соседей и друзей.
«Позже меня нашли родные, отвезли во владикавказскую больницу, где я лежала в одной операционной с моей мамой. Потом в СМС случайно читаю соболезнования о маме. Узнаю, что больше нет моих знакомых. Самые благородные и сильные умерли, сгорели, истекли кровью», — рассказывает спасшаяся 9-классница.
Всего в результате операции уничтожены 27 террористов. Из всех боевиков живым пойман только Нур-Паши Кулаев — он попытался смешаться с заложниками на выходе из столовой, где с окна были сорваны решетки.
В домах, расположенных рядом со школой, выбиты стекла – в них много сгоревших квартир. Повсюду валяются детские вещи, на которых видны кровавые пятна. Останки погибших заворачивают в фольгу и складывают во дворе.
Местные жители разыскивают своих родственников, которые находились в заложниках, а теперь либо госпитализированы, либо погибли.
«Девушка, вы составляете списки? И моих запишите. Аллочка, невестка моя, была с двумя детьми — Кристиной, она в первый класс пошла, и с Астимурчиком, ему два годика. И бабушка с ними была, Таира Мукагова. Их нигде нет. Мы уже несколько раз были в больницах, в реанимациях, в моргах», — передает «МК» слова одной из родственниц потерпевших.
Поступает информация об еще одном пожаре в южном крыле школы. К месту происшествия прибывают четыре пожарных расчета из группировки сил МЧС – вскоре возгорание ликвидировали.
Многие жители Беслана потеряли родных и друзей в террористической атаке.
«Я ходила по трупам, по людям. Я никого не замечала, кроме мамы, так я вышла, выпрыгнула сама и убежала. Мы сестру не находили. Она меня спрашивала: «Ты не видела?» Я говорю: «Нет». Мне не сказали, что она умерла. Я потом поняла, что ее больше нет. Ей было 10 лет», — рассказывает выжившая заложница Кристина Дзгоева.
Сопротивление боевиков полностью подавлено, однако четверым удалось уйти. По новой информации МЧС, в больницы с ранениями определены 704 человек – опознаны тела 95 погибших.
Командующий 58-й армией генерал-лейтенант Виктор Соболев сообщает, что для уничтожения боевиков применяются танки. Он уверяет, что ранее некоторые террористы скрывались в городе, однако спецназ уничтожил большинство из них.
По данным МЧС, в результате теракта госпитализированы 646 человек – из них 332 ребенка. Опознаны 79 жертв террористической атаки.
Минздрав Северной Осетии подтверждает гибель 63 человек, в том числе 12 детей.
«В школе я была с братом старшим. Я приехала домой, дома папа небритый, в черном весь, мама в черном. Я не поняла, что происходит. Отправили меня в душ, я вышла, мама сидит на диване с фотографией большой и говорит: «Это все, что от него осталось». Он погиб в школе, на 4 года меня старше был», — рассказывает спасшаяся девочка Елена Гаитова радиостанции «Свобода».
Спецназ ФСБ проводит операцию по уничтожению последней боевой точки террористов. Один из офицеров спасает двух малолетних детей ценой собственной жизни — их доставляют в местную больницу.
В больницы доставили более 555 пострадавших в результате атаки – по данным оперативного штаба, у большинства из них огнестрельные ранения.
В одном из строений школы раздается новый сильный взрыв. В ФСБ заявляют, что в Беслане уничтожено 20 террористов.
В Москве готовятся к вылету в Беслан два самолета МЧС с реанимобилями на борту. Между тем возле здания школы вновь возобновляется бой: в ходе этого обстрела погибают некоторые сотрудники спецназа.
Начальник УФСБ по Северной Осетии Валерий Андреев сообщает, что среди 20 уничтоженных террористов 10 являются уроженцами арабских стран.
Выясняется, что террористы также вели переговоры с советником президента России Асламбеком Аслахановым – еще во время удержания заложников они сообщили ему, что в плену находятся 1200 человек, а 70% среди них — дети.
Освободили более 400 заложников – в тоже время родственники опознали более 60 погибших. Двое из пленных скончались в больницах Беслана и Владикавказа.
По данным оперативного штаба, в больницах находятся 429 пострадавших в результате теракта.
«Вообще, когда я была в больнице, я к себе никого не подпускала, даже маму. Вопрос: почему мы, за что, почему дети? Ведь у нас все было впереди, мы по сути начинали жить, никому ничего плохого не сделали. Почему Беслан?», — рассказывает спасшаяся школьница Зарина Цирихова радиостанции «Свобода».
Возле здания школы вновь ведется бой: раздаются выстрелы из гранатометов и взрывы гранат. Всех людей, которые живут поблизости, эвакуируют.
Второй спасатель МЧС погибает от полученных ранений в больнице. Между тем главаря террористов и его сообщников бойцы спецназа блокируют в подвале школы.
В результате перестрелок уничтожено еще 10 террористов. Спецслужбы признают, что захватить школу приказал боевикам Шамиль Басаев – он, по словам силовиков, и разработал план атаки. При этом, по версии правоохранителей, руководил акцией Доку Умаров -‑ один из главарей бандформирований, действующих в Чечне.
Часть боевиков еще базируется в школьной пристройке и продолжает оказывать сопротивление спецназу. Террористы используют подствольные гранатометы.
Правоохранители обнаруживают тела более 100 погибших заложников – многие скончались при обрушении крыши. В то же время пожар в спортзале полностью потушен, но там остаются некоторые мины и растяжки, ранее установленные террористами.
Появляется информация о том, что один из сотрудников МЧС погиб при взрыве, еще трое ранены и госпитализированы — один находится в крайне тяжелом состоянии.
Местные жители отбирают у военных одного задержанного боевика и совершают над ним самосуд – по словам очевидцев, его пристрелил один из горожан. Мужчину увозят в отделение милиции.
На юге Беслана блокирована группа из 13 террористов. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Министерство обороны РФ. В то же время к школе подъезжают сотрудники прокуратуры – они начинают следственные действия.
МВД Северной Осетии сообщает, что в школе находятся еще пять боевиков – остальные скрылись по направлению к югу города.
«Кроме того, часть боевиков — до четырех человек, среди которых переодетые женщины-смертницы и, вероятно, главари, пытаются уйти, смешавшись с бывшими заложниками, вырвавшимися из школы», — предупреждают в ведомстве.
Появляется новое заявление властей, в котором они сообщают, что ранены 310 жителей Беслана, включая 180 детей. Милиция и военнослужащие создают у школы транспортный коридор для беспрепятственного проезда скорой помощи.
Школа продолжает гореть, но пожарные не могут к ней пробраться, так как прилегающая территория заминирована. Спецназ проводит зачистку – между тем местные жители из одеял и подсобного материала изготавливают дополнительные носилки для раненых.
Известно, что в клиническую больницу Владикавказа доставлено 110 раненых, а в две больницы Беслана госпитализировано 200 бывших заложников.
«Убитых боевиков выносили во двор школы, складывали рядами. Помню, я ходил, смотрел на них, переступал через трупы. Жуткий калейдоскоп этих останков до сих пор в памяти», — рассказывает журналист Юрий Котенок.
Бой в районе школы прекращается – раздаются одиночные выстрелы. В домах, которые расположены неподалеку от учреждения, вспыхивает пожар.
Местные жители передают правоохранительным органам человека, которого они подозревают в связи с террористами.
Появляются сообщения о том, что из спортзала школы эвакуированы почти все заложники, однако в здании снова раздается серия мощных взрывов — оставшиеся в учреждении боевики группами расходятся по учреждению, чтобы оказать сопротивление российским военным.
Спецназ обнаруживает дом, в котором укрывается группа боевиков, прорвавшаяся через первое кольцо оцепления. Силовики наступают на здание.
В то же время правоохранители пытаются задержать скрывающихся в городе террористов – в итоге находят одного из пособников боевиков. Операция по поимке злоумышленников продолжается.
Как сообщают в региональном Минздраве, в больницы Беслана доставлены около 200 раненых заложников. Тех, кто находится в крайне тяжелом состоянии, перевозят во Владикавказ. Между тем родственники бывших пленников пытаются найти своих близких среди пострадавших.
Спецназ производит маломощный взрыв, чтобы проделать отверстие в стене и создать еще один путь для выхода заложников. Несколько боевиков также бегут из здания, пытаясь пробиться в южную часть Беслана, к железнодорожным путям.
Представитель МВД Северной Осетии сообщает местным жителям, собравшимся в Доме культуры, что из школы во время штурма могли сбежать две шахидки — они одеты в белые одежды. Всех горожан просят проявлять бдительность. Бывшие заложники отмечают, что некоторые боевики переодевались в вещи пленников.
Продолжается эвакуация заложников – по новым данным, с пулевыми ранениями госпитализированы 148 детей. «Я пока в школе сидела, думала, что мы никому не нужны, все переживала, что мама поругает, что я ушла с подругами и не позвонила. А мама моя за мной босиком прибежала в больницу, когда узнала, что я там», — рассказывает спасшаяся ученица Дзерасса Дзестелова ТАСС.
По предварительным данным, в результате перестрелки погибли пять террористов. Очевидцы утверждают, что еще около 40 детей были выведены из школы. Некоторые школьники выбегают самостоятельно за пределы места происшествия. Правоохранители сажают пострадавших в автомобили и отправляют в больницы.
Террористы пытаются вырваться из здания, но спецназ блокирует им пути отхода. Школа переходит под контроль спецназа – на данный момент в учреждении находятся около 100 силовиков.
Сквозь толпу родственников пытаются прорваться некоторые боевики – российские военные открывают по ним огонь. Террористы, оставшиеся в школе, ведут беспорядочную стрельбу по людям и зданиям. В то же время в учреждение врывается спецназ.
Кроме того, в оперативном штабе сообщают, что взрывы произошли, так как террористы активировали ранее установленные в школе взрывные устройства, в связи с чем обрушилась крыша школы. В небе над Бесланом летают боевые вертолеты Ми-8.
Рядом со школой идет ожесточенный бой между боевиками и спецназом. Солдаты выносят детей из школы. «В связи со складывающейся обстановкой вокруг захваченной школы в Беслане силовые подразделения вынуждены действовать согласно этой ситуации», — делает заявление оперативный штаб.
В районе школы раздается третий мощный взрыв – перестрелка усиливается. «Вскоре раздался новый взрыв, очень сильный по своей мощи. Я смотрела в потолок, и горячая плотная взрывная волна окатила меня с головы до ног. Я подумала: «Вот и конец. На этот раз я точно умерла». Но я очнулась. Кисть руки уже висела, посмотрела на ногу. Сквозь рану ниже колена я видела что-то белое, блестящее, похожее на кость», — расскажет позже одна из школьниц проекту «Ад Беслана».
Из школы начинает выбегать группа заложников — около 30 женщин и детей.
«Первой же взрывной волной нас положило. Моя дочь горела. Когда я очнулась, мне Ирочка сказала: «Мамочка, все бегут». Я сказала ей: «Если есть силы, беги». Хорошо, что она не побежала. Тогда многие стали выпрыгивать в окна, но террористы стреляли им в спины. Мы остались там же», — отмечала пленница Надежда Гуриева RT.
В районе школы гремит еще два мощных взрыва — начинается интенсивная стрельба. Поднимаются огромные клубы дыма. Правоохранители выводят в безопасную зону всех, кто находится вблизи захваченного учреждения.
«За минуту до первого взрыва я встал, сделал пять шагов, и прямо за моей спиной, где я только что был, взорвалась бомба. Мне ногу осколками усеяло, но я не почувствовал, убежал из зала. Так и выжил», — расскажет позже заложник Георгий Ильин ТАСС.
К зданию школы стягиваются сотрудники МЧС – они подъезжают на грузовике, куда намереваются положить тела погибших.
«Я видел, как из школы, с чердака, смотревшего в сторону железной дороги, по грузовику был выпущен заряд из РПГ, ручного противотанкового гранатомета. Эта огненная стрела летела фактически на нас. Мы здорово перетрухнули, упали на землю, но на счастье, выстрел никого не задел, разорвался в стороне. А после этого пошло гасилово страшное», — рассказывает корреспондент «Утро.ru».
Генерал-майор Валерий Андреев проводит инструктаж с отрядом спасателей – он состоит из четырех сотрудников государственного отряда МЧС России «Центроспас».
Перед сотрудниками МЧС стоит задача – забрать трупы взрослых мужчин и старшеклассников, которые террористы сбросили с окна вниз еще 1 сентября. «На жаре они начали быстро разлагаться», — поясняет присутствующий на месте событий корреспондент «Утро.Ru».
Лариса Мамитова находится в заложниках со своими детьми – боевики продолжают использовать ее для переговоров с правоохранителями. «Террористы мне сказали, что сейчас подъедет МЧС, и я должна поговорить о положении детей в зале», — сообщила пленница проекту «Ад Беслана».
Аушев и Гуцериев выдают спасателям телефон для связи с террористами, а также уверяют их, что боевики не причинят им вреда. В это же время по каналам общероссийского телевидения показывают видеосюжет с обращением родственников заложников к террористам.
Бывший президент Ингушетии Руслан Аушев и экс-вицеспикер Госдумы Михаил Гуцериев просят террористов об эвакуации тел убитых заложников — боевики соглашаются на это. «Нам удалось договориться об эвакуации погибших. Надеемся, что в ходе дальнейших контактов удастся решить вопрос об обеспечении заложников водой, едой и медикаментами», — сообщает Дзугаев, передает РИА «Новости».
Детям в захваченной школе становится все хуже и хуже. «Рядом сидел мальчик из параллельного класса. К третьему дню он был явно не в себе. Просил у нас наши номера телефонов, обязательно хотел их запомнить и набрать, когда мы выйдем оттуда. А когда увидел сосуд с мочой, стал швырять его и кричать нам, чтобы мы не пили «это масло», — рассказывала позже 9-классница проекту «Ад Беслана».
Журналисты рассказывают, что сотрудники силовых структур, которые окружают школу, тоже находятся в уставшем состоянии.
«Так сложилось, что я с еще одним коллегой смог обойти школу и попасть в расположение военных, которые контролировали территорию за школой, со стороны железной дороги. Это были простые солдаты-срочники одного из подразделений 58-й армии, которых откомандировали из Владикавказа. Ребята к тому времени были уставшими, вымотанными бессонными ночами», — рассказывает корреспондент «Утро.Ru» Юрий Котенок.
Школьники находят листы от цветов и едят их, чтобы утолить жажду. Также они выносят из класса книги – обмахиваются ими и раздают всем в спортзале.
Террористы запрещают заложникам ходить в туалет. Взрослые умоляют их пустить хотя бы тех детей, которые близки к смерти, но боевики отвечают: «Нет. Пусть подыхают».
Президент Северной Осетии Александр Дзасохов встречается с родителями, дети которых находятся в заложниках. Встреча проходит без журналистов в городском Доме культуры. Глава республики общается с близкими пострадавших на осетинском языке.
Заложники наблюдают за тем, как террористы поочередно дежурят у детонатора, ставя на него ногу. «Ты видишь, что террорист постоянно держит на «лягушке» ногу, и ты знаешь, что, если он уснет или пошатнется, мы все взлетим. Это напряжение так надоело, что хотелось одного: чтобы это скорее закончилось. Мы словно ждали, что вот-вот что-то случится, но лица террористов казались мне расслабленными», — отмечает ученица школы Зарина в разговоре с RT.
В то же время в помещениях школы просыпаются заложники — их жажда усилилась.
«Время тянулось очень медленно. Жажда убивала. Не хотелось даже двигаться. Я видела у некоторых людей баклажки с желтой жидкостью. Не сразу поняла, что это моча. Это не казалось мерзким на тот момент», — рассказывает 15-летняя пленница Агунда Ватаева газете «АиФ».
Спецподразделения ФСБ отбывают во Владикавказ для проведения учений и организации взаимодействия с подразделениями МВД и МО в случае штурма.
Вокруг школы расширяется зона оцепления – за нее не пускают местных жителей и журналистов. Ранее люди могли ходить между зданием горадминистрации и домом культуры, но теперь в связи с ночными обстрелами дорогу перекрывают: металлические ограждения отодвигают примерно на 100 метров.
Кроме того, по словам Рошаля, сегодня будут уточняться списки находившихся в школе граждан — ранее сообщалось о 354 заложников, однако освобожденные 2 сентября пленники утверждают, что в школе находятся не менее 1000 человек. Эту же информацию подтверждает бывший президент Ингушетии Руслан Аушев, который встречался с боевиками в здании учреждения.
Детский врач Леонид Рошаль сообщает, что жизням детей, которые находятся в заложниках, ничего не угрожает. «У нас в запасе восемь-девять дней. Сегодня угрозы жизни – даже без воды – нет ни одному ребенку. Это я вам говорю как детский врач», – уверяет педиатр, передает РИА «Новости».
Оперативный штаб возобновляет переговоры, которые были прерваны ночью по инициативе боевиков. Террористам вновь предлагают забрать еду и воду для заложников, но те отказываются. Они заявляют, что потерпевшие «сами не хотят принимать пищу и воду» в знак солидарности с «борцами за независимость».
Утром 3 сентября террористы вновь открывают неспровоцированный огонь — выстрелы делаются из гранатомета. Также слышны несколько автоматных очередей. Представитель оперативного штаба Лев Дзугаев сообщает, что боевики из гранатометов простреливали сквер между школой и Домом культуры. Как утверждают террористы, сделано это было, так как они почувствовали «какую-то активность».
Первые дни заложники провели в муках от голода и жажды — боевики издевались над ними, приказывая сидеть в неудобных позах, а также запрещая ходить в туалет. Однако пленники не знали, что самым страшным из дней террора станет 3 сентября.
15 лет назад террористы совершили нападение на школу №1 в Беслане. Боевики взяли в заложники 1128 человек, среди которых были как взрослые, так и дети. В результате атаки погибли 333 граждан, в том числе 186 несовершеннолетних. В онлайн-трансляциях мы вспоминали первый и второй дни террора. Теперь же «Газета.Ru» передает хронику последних часов бесланцев в плену у боевиков.