Власти Иркутской области и других регионов искажали информацию о лесных пожарах. В частности они предоставляли недостоверные сведения о местонахождении возгораний, расстоянии до населенных пунктов и времени ликвидации пожаров. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на Генпрокуратуру.
«Мы зафиксировали искажение данных о времени ликвидации пожаров. Достоверно можно говорить об искажениях в Иркутской области и ряде других регионов. По Красноярскому краю проверка еще идет, по Бурятии таких случаев выявлено не было», — заявили в ведомстве.
Поддельные параметры пожаров способствовали несвоевременной реакции экстренных служб на ЧП. По данным ГП, из-за волокиты руководство регионов не смогло вовремя увеличить группировки для тушения природных пожаров. Такое нарушение в частности было зафиксировано в Приангарье.
В ведомстве подчеркнули, что правоохранительные органы должны следить за действиями властей и не повторять опыт предыдущего года, когда по факту поджога леса в Красноярском крае возбудили лишь одно уголовное дело. «Это говорит о недостаточной работе в этом отношении», — пояснили в Генпрокуратуре.
Отметим, что 1 августа премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Генпрокуратуре, а также Следственному комитету и МВД проверить версию намеренного поджога лесов. По словам политика, пожары в Сибири могли устроить с целью скрытия незаконной заготовки леса. Срок исполнения задачи председатель правительства РФ назначил до 1 ноября. «Есть такая точка зрения, она должна быть подвергнута анализу на уровне правоохранительных органов и специальных надзорных служб. Проблема незаконной рубки в стране носит масштабный характер», — заявил премьер, передавал «Интерфакс».
Еще 16 июля представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев заявил, что в Сибири недостаточно следят за соблюдением законодательства в сфере заготовки леса. Тогда Генпрокуратуре и МВД поручили проверить сферу реализации лесной продукции в регионах.
Уже 21 июля прокурор Забайкальского края Василий Войкин внес в региональный парламент законопроект с целью снизить теневой оборот древесины и, тем самым, предотвратить лесные пожары. По данным регионального парламента, в законопроекте указаны новые требования к пунктам приема и переработки древесины: в частности установка круглосуточного пропускного режима, фиксация данных о транспорте и водителях, а также разрешение на обработку горелого леса только для госучреждений.
«В регионы Сибири доводились прогнозы МЧС, Росгидромета, Рослесхоза. Но там не смогли принять достаточные меры для недопущения возгораний и ликвидации их очагов. Скажем прямо: муниципальные образования и регионы не справились с ситуацией, и она вышла на федеральный уровень реагирования»,
— заявил ТАСС замначальника центра «Антистихия» МЧС России Сергей Абанин.
По его словам, губернаторы регионов не хотели отдавать деньги на устранение возгораний и просто надеялись, что ЧП самоустраниться. «Регионы, получив прогноз чрезвычайных ситуаций и пожарной опасности, должны обсудить его на комиссии по ЧС и принять решение. Руководители не всегда подходят объективно к этим вопросам. Это связано с надеждой на авось, с выделением дополнительного финансирования», — пояснил Абанин.
Подобное отношение властей к происшествию привело к тому, что уже 1 августа Следственное управление СКР по Красноярскому краю возбудило первое уголовное дело по пожарам в Сибири. В нарушениях подозревают чиновников Министерства лесного хозяйства региона. Дело расследуется по части 1.1 статьи 293 УК РФ «Халатность». Максимальная санкция по этой статье составляет шесть месяцев ареста.
Позже стало известно, что дознаватели органов Госпожнадзора также возбудили 277 уголовных дел, однако по статье 261 УК РФ «Уничтожение или повреждение лесных насаждений. «В 3 326 случаев дознавателями органов Госпожнадзора по результатам проверок материалов по факту лесных пожаров отказано в возбуждении уголовных дел», — рассказал замглавы МЧС Игорь Кобзев на совещании в Госдуме, передает ТАСС.