Пожары в Сибири могли стать следствием не только естественных явлений, то бишь сухих гроз, как указывает министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин, но и человеческого фактора, а именно — умышленных поджогов. Об этом заявил председатель правительства РФ Дмитрий Медведев на совещании в Чите.
Как пояснили журналистам в кабинете министров, такое поручение премьером было дано Генеральной прокуратуре, Следственному комитету и МВД России, сроком исполнения поручения значится 1 ноября нынешнего года.
Нынешняя ситуация с лесными пожарами в Якутии, Красноярском крае и Иркутской области, где в общем огнем охвачено почти 3 млн территорий, пока не настолько плоха, как, например, была в прошлом году к началу августа.
Так, согласно данных спутникового мониторинга, на 1 августа 2019 площадь земель лесного фонда, пройденная пожарами с начала пожароопасного периода 6,997 млн. га, тогда как в прошлом году этот показатель равнялся 7,297 млн. га.
Кроме того, власть на законодательном уровне улучшает инструменты контроля лесных пожаров – очередная инициатива, касающаяся зон контроля (территории пассивной охраны), была предложена на совещании под руководством Дмитрия Медведева чуть ранее в Красноярске.
«Есть такое понятие — «установление зон контроля». Может быть, есть смысл эти документы пересмотреть, поскольку они сейчас охватывают только места, где непосредственно пожар, где уже пламя бушует, но не распространяются, например, на зоны задымления. И есть целый ряд других идей на эту тему», — пояснил премьер.
Полномочный представитель президента в СФО Сергей Меняйло детализировал, что сейчас в Сибири полыхает 252 лесных пожаров на площади почти 1,5 млн га. В Красноярском крае — 111 пожаров на территории 1,1 млн га в семи районах края, а также девять пожаров на территории арендуемых земель.
Зона контроля занимает 99% этой территории – или 90 пожаров. В Иркутской области действует 140 пожаров на территории 709 тыс. га, из них на арендуемых землях — 45 пожаров и в зоне контроля — 110 очагов, это 80%.
«Полностью поддерживаю поручение пересмотреть зоны контроля. Если мы эту работу выполним (предложения такие у нас готовы, мы их представим), то в принципе мы в первые часы сможем среагировать в ходе мониторинга на возгорание и своевременно принять соответствующие меры. Как правило, эффект в первые сутки-двое бывает очень высоким», — добавил чиновник.
Другой участник совещания — губернатор Красноярского края Александр Усс – подчеркнул, что необходимо создать на севере специализированный лесопожарный центр, который будет заниматься обслуживанием этой территории.
«Если мы будем иметь такую базу подскока, у нас появится реальная возможность площади, находящиеся в зоне контроля, перевести частично в зону охраны, когда в этом будет возникать необходимость», — заявил руководитель региона, с целесообразностью предложения которого согласился глава кабмина.
Согласно многолетних статистических данных, практически половина территорий, подвергшихся горению, приходилась и приходится на неохраняемые (пассивно охраняемые, зоны контроля) территории. Процент сгоревших площадей в этих районах в три раза больше, чем на активно охраняемой территории лесного фонда, где происходит профилактика и тушение пожаров.
Стоит отметить, площадь, пройденная огнем на территории лесного фонда за весь прошлый год, составила порядка 8,5 млн га, в том числе в зоне контроля — около 5,3 млн га, или 62 % от общей площади. На конец же июля нынешнего года площадь, пройденная огнем на территории лесного фонда, составляла 6,6 млн. га, из которых — 5,2 млн га в зоне контроля.
Говоря о стране в целом, сегодня зоны контроля выделены на территории 23 субъектах РФ на совокупной территории более 600 млн. га, что составляет 54 % от общей площади лесного фонда.
В советское время зоны контроля также существовали, но составляли лишь около 20% лесного фонда. Сокращение инфраструктуры для обеспечения активной противопожарной защиты лесов происходило, в том числе, из-за сокращения общей экономической активности в некоторых районах страны.