Пищевой мак должен быть исключен из списка наркотиков, поскольку в связи с его продажей было привлечено к ответственности множество людей, не являющихся «общественно опасными» – заявила уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.
«Это продавцы, это руководители фирм, которые продавали пищевой мак, разрешенный к продаже, но экспертиза показывает, что там есть соломка. Продавец продает каждому понемногу, а в целом за день получается большой объем продажи этого пищевого мака», — приводит «Интерфакс» слова омбудсмена.
Она указала, что в целом антинаркотический закон в России плохо функционирует ввиду своей недоработки, посему ее ведомство участвует в общегосударственной деятельности над совершенствованием данных норм.
«Цель нашего проекта — либерализация и создание не только в уголовном кодексе, но и уголовно-процессуальном кодексе гарантий чистоты собирания доказательств по этой статье. Именно она (228-я статья) вызывает сегодня больше всего вопросов», — подытожила госслужащая.
Со своей стороны, первый замглавы Министерства внутренних дел России Александр Горовой пообещал, что его ведомство будет серьезно наказывать полицейских, если они будут подкидывать наркотики задержанным, передает РИА «Новости».
«Сегодня действительно был повод по определенной ревизии 228 статьи в сторону возможного смягчения санкции.
Но это надо оценивать очень комплексно… Те кто говорят, что была провокация с доказательной частью — мы однозначно будем принимать самые жесткие меры по отношению к сотрудникам, которые это делали», — пояснил силовик.
По его словам, к дискурсу относительно совершенствования антинаркотического законодательства необходимо подключить и родителей тех молодых людей, которые были наркоманами, «воровали и уносили из семьи последнее».
«А какова должна быть санкция? Мы не являемся субъектом законодательной инициативы, мы согласуем или не согласуем те предложения, которые вырабатываются в процессе обмена с другими федеральными органами исполнительной власти, общественностью. И не зря сейчас все проекты федеральных законов вывешиваются для всеобщего обозрения и ревизии того или иного мнения с населением нашей страны. Именно такой подход я и поддерживаю. Две стороны должны участвовать в этом основном диспуте», — резюмировал правоохранитель.
Неделей ранее стало известно, что в Госдуме разработали законопроект о внесении смягчающих наказание изменений в статью 228 Уголовного кодекса РФ – об этом рассказал полномочный представитель нижней палаты парламента в Верховном суде Николай Брыкин.
Сейчас максимально строгая санкция по части 2 статьи «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также растений, их содержащих» — в крупном размере, но без цели сбыта – предусматривает лишение свободы на 10 лет.
«Мы предлагаем снизить уголовную ответственность по 228 статье...
Сейчас часть вторая этой статьи предусматривает до 10 лет лишения свободы, мы предлагаем — до 5 лет максимально», — пояснил парламентарий.
Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин также поддержал изменение статьи 228. Об этом он заявил в свете освобождения от уголовного преследования ранее обвиняемого в попытке сбыта наркотиков журналиста «Медузы» (юрлицо Medusa Project SIA признано в России иностранным агентом и нежелательной организацией) Ивана Голунова, с которого во вторник 11 июня сняли все обвинения, передает НСН.
«Приветствую закрытие дела Голунова — хорошо, когда ошибки признают и исправляют. Но ежегодно по наркотическим статьям осуждают около 130 тысяч человек. Нужна серьезная реформа 228 статьи УК», — сказал Кудрин.
В деле Голунова полиция признала свою ошибку, передает ФАН.
В декабре прошлого года Брянский областной суд оправдал кандидата сельскохозяйственных наук Ольгу Зеленину, проходившую фигуранткой «макового дела» — она якобы пособничала преступной группировке, провозившей в Россию наркотический мак. Оправданы были и все другие фигуранты дела.
Дело касалось предпринимателя Сергея Шилова — одного из крупнейших импортеров мака – который в 2010 году ввез в Россию через Брянскую таможню 42 тонны кондитерского мака, купленного в Испании.
Эти поставки привлекли внимание ФСКН, обнаружившей в пробах партии 0,00069% и 0,00049% наркотических веществ морфина и кодеина соответственно. Сотрудники ФСКН подсчитали, что всего партия содержала 295 граммов морфина и 205 граммов кодеина.
В 2011 году Шилов обратился в Пензенский НИИ сельского хозяйства, ведущую научную организацию в вопросах селекции мака, с вопросом о том, можно ли из кондитерского мака получить маковую соломку. Подготовить ответ руководство института поручило Ольге Зелениной, эксперту в области изучения мака и конопли.
Зеленина подготовила письмо, в котором сообщала, что на семенах мака всегда обнаруживаются алкалоиды опия, но количество их настолько ничтожно, что пищевой мак нельзя использовать как сырье для изготовления наркотиков. Директор института это письмо подписал.
В 2012 году история получила продолжение — на складе Шилова в Пушкине были найдены почти 200 тонн мака с аналогичными примесями. Против Шилова было возбуждено новое дело и открыто старое — он обвинялся в контрабанде наркотического мака. Зеленину признали его сообщницей. Их обоих арестовали.