14 мая в Екатеринбурге госпитализировали трех человек после несогласованной акции противников строительства храма на месте сквера. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе городского управления здравоохранения, не уточнив характер травм.
По данным Министерства общественной безопасности Свердловской области, во вторник на митинге полиция задержала 23 человека. В то же время местные правозащитники, которые работали рядом с автозаками, насчитали 28 задержанных, передает издание 66.RU.
По данным этого СМИ, в полночь ОМОН оцепил набережную и не выпускал людей с территории сквера — тогда и начались задержания. Позже ОМОН вывели к дороге, чтобы остановить движение протестующих по проезжей части и открыть заблокированный проезд для автомобилей. К часу ночи силовики восстановили частично разрушенный участниками акции забор на месте стройки.
Местные жители не собираются уступать сквер — вечером 15 мая на этом же месте, у Театра драмы, запланирован флешмоб.
Организаторы мероприятия через соцсети предлагают всем желающим собраться, зажечь фонарики, гирлянды и неоновые браслеты, чтобы «пролить свет на происходящее».
«Запрещены листовки, плакаты и лозунги, обязательно наличие паспорта и крайне рекомендуется достижение совершеннолетнего возраста. Ограждение и люди, его защищающие, должны оставаться нетронутыми. Соблюдай законодательство и общественные нормы. Де-юре это прогулка», — подчеркнули организаторы.
Во вторник прошла вторая акция против строительства храма — первый митинг состоялся 13 мая. Тогда горожане собрались в сквере, водили хороводы и скандировали «Мы за сквер!». Некоторые участники сломали забор, который ограждал стройку, и прорвались к палатке, где хранился первый камень храма.
Позже к скверу прибыли сотрудники полиции, а также казаки. Среди сторонников строительства храма оказались около 100 бойцов академии единоборств «Русской медной компании» (РМК). По сообщению СМИ, они грубо выталкивали людей из сквера и поднимали сломанный забор. Российский боец смешанного стиля (ММА) Иван Штырков позже опроверг эту информацию, заявив, что на место прибыли лишь десять человек от академии и они не проявляли агрессию.
Местный правозащитник Никита Томилов сообщил, что в ходе протестов 13 мая правоохранители задержали четырех местных жителей.
14 мая сломанный забор был восстановлен. РИА «Новости» сообщило, что к скверу начали привозить строительные материалы.
Во вторник вечером в резиденции губернатора прошла встреча сторонников и противников строительства храма, однако достичь компромисса не удалось.
В числе тех, кто выступает за строительство храма, выступал мэр Екатеринбурга Александр Высокинский. Защитница сквера Ксения Бакланова, также присутствовавшая на встрече, пояснила, что сообщество «Парки и скверы» использовало все демократические методы, включая суд, чтобы отменить стройку.
«[Мы ] поняли, что законного механизма нет, но не выводили людей на улицы. Не провоцировали. Но сейчас ситуация нам неподконтрольна. Она неуправляема. Люди хотят, чтобы их услышали», — сказала она.
После встречи представители сообщества заявили, что заморозки стройки не будет. В свою очередь, областные власти согласились на компромисс, который заключался бы «в дополнительном озеленении территории у храма и дополнительных площадок».
Собор святой Екатерины планируют построить к 300-летию Екатеринбурга в 2023 году на месте сквера в центре города. Его возведение будут контролировать топ-менеджеры двух крупнейших меднодобывающих компаний Урала — УГМК и РМК.
Исторический собор располагался в центральной части Екатеринбурга, но на другом берегу реки — он был разрушен в 1930 году.
Прежнее месторасположение также рассматривалось властями в качестве возможного места возведения храма, однако осенью 2018 года на градостроительном совете при губернаторе в качестве площадки для строительства был выбран сквер. В феврале этого года завершились обсуждения по планировке и проекту межевания территории, в общественных слушаниях приняли участие более 3,3 тыс. человек.
Местные жители, выступающие против строительства храма, обращают внимание, что в промышленном Екатеринбурге и так мало деревьев и парков, где можно отдохнуть и погулять с детьми. По их мнению, в центре города стоит достаточно церквей, и новый храм можно построить в другом месте. Кроме того, общественное недовольство вызывает фактическое отсутствие обсуждения строительства с горожанами.