Третье ЧП за сутки: что творится с SSJ-100

В Ростове-на-Дону отменили вылет еще одного SSJ-100 из-за поломки

Яков Лысенко
Sukhoi Superjet 100 Владимир Астапкович/РИА «Новости»
За сутки задержано уже три рейса, которые должны были выполнять самолеты Sukhoi SuperJet 100. Во всех трех случаях вылет был отменен из-за технических неполадок. На борту SSJ-100, летевшего из Москвы в Ригу, пассажиры почувствовали запах гари, а у «Суперджета», который должен был вылететь в столицу из Ростова-на-Дону, заела педаль. Эксперт в области безопасности полетов заявил «Газете.Ru», что такое количество отказов ненормально — у иностранных самолетов их единицы.

Рейс из Ростова-на-Дону в Москву, который должен был выполняться на самолете Sukhoi Superjet 100, задержали в аэропорту «Платов» по техническим причинам. Пассажиров отправили в пункт назначения на других самолетах. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе аэропорта.

Вылет был запланирован на 5:45 8 мая. Его отменили из-за того, что у лайнера заела педаль, считает источник агентства в экстренных службах Ростовской области.

«Была мелкая техническая неисправность на самолете авиакомпании «Аэрофлот» Sukhoi SuperJet 100, который и должен был выполнять полет», — подтверждает собеседник «Интерфакса».

Еще один рейс SSJ-100 утром в среду, 8 мая, был задержан в столичном «Шереметьево». Самолет планировал вылететь в Минск в 8.35, однако позже пассажирам заявили, что отправление задерживается из-за «технической неполадки», пишет РБК. Эту же информацию «Аэрофлот» позже подтвердил в твиттере, отметив, что рейс был задержан в связи «с заменой воздушного судна по техпричине». В итоге, по данным электронного табло аэропорта, лайнер вылетел в пункт назначения лишь в 13.25.

Ранее, в 22.55 7 мая, Sukhoi SuperJet 100 должен был вылететь в Ригу из Москвы. По данным СМИ, пассажиры почувствовали запах гари в самолете и попросили заменить борт. Как сообщил телеканалу «Москва 24» очевидец, к борту подъехали пожарные машины, людей попросили покинуть лайнер. В итоге пассажиры вылетели через час уже на другом самолете, который приземлился в столице Латвии в 3.00 без происшествий.

«Вообще такое количество задержек — это ненормально. У иностранных самолетов такого числа отказов нет.

Есть перечень незначительных отклонений, с которыми лайнеры спокойно летают. Рейс откладывается, только если произошло что-то серьезное. Такие частые замены редки.

Люди, которые занимаются техническим обслуживанием самолетов Airbus и Boeing в ходе техосмотра исключают вероятность каких-либо сбоев», — заявил «Газете.Ru» кандидат военных наук, эксперт в области безопасности полетов Алексей Власов.

Он не считает, что частые за последний день задержки с SSJ-100 связаны с желанием «Аэрофлота» перестраховаться после трагедии в «Шереметьево». «Боимся, не боимся – такого нет. Если перевозчик даст слабину и отменит полеты, компания потерпит огромные убытки. В экономическом плане это неразумно», — пояснил специалист.

Власов был на одном из первых заводов, на котором собирают «Суперджеты» — он расположен в Комсомольске-на-Амуре.

«Мы общались с главным инженером – все, на первый взгляд, было нормально. Однако у самого «Сухого» длинная предыстория. Компания никогда не производила пассажирские самолеты – создавались исключительно боевые машины. Начало 2000-х, возможность получить финансы от государства, поэтому они решились взяться за программу. При этом в то время уже летал Ту-334 – такой же самолет по техническим характеристикам. Однако его проект отклонили, и начали делать с нуля SSJ-100. Это конкретные коммерческие интересы определенной группы людей. Естественно, если нет опыта разработки больших машин, нужно проходить все этапы ошибок», — рассказал кандидат военных наук.

По его словам, когда «Суперджет» был готов, руководство «Аэрофлота» принудили взять его в свой парк. «Государство сказало «Аэрофлоту» — надо брать. Выделили деньги, и они эти машины начали эксплуатировать. В целом самолет неплохой, я летал несколько раз – в салоне просторно. Но есть ряд технических проблем.

Их всего произведено 130 штук. Учитывая, что Airbus и Boeing тысячи, и неполадки у них происходят редко, число отказов у SSJ-100 настораживает», — заключил Власов.

Напомним, что вечером 5 мая Sukhoi SuperJet 100, выполнявший рейс Москва — Мурманск, совершил аварийную посадку в «Шереметьево» спустя 28 минут после взлета. По предварительным данным, в самолет ударила молния, которая привела к сбою бортовых приборов. В результате лайнер на высокой вертикальной скорости врезался во взлетно-посадочную полосу. Произошло возгорание, которое перекинулось на всю хвостовую часть SSJ-100. В результате трагедии погиб 41 человек. 37 пассажиров спаслись — часть из них госпитализированы.

Следственный комитет возбудил уголовное дело. Силовики рассматривают несколько версий произошедшего — недостаточная квалификация пилотов и диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр самолета; неисправность судна и неблагоприятные метеоусловия.

Предыдущий инцидент с Sukhoi Superjet 100 произошел 13 марта 2019 года. Тогда летевший в Салоники из Москвы лайнер вернулся в «Шереметьево» из-за треснувшего верхнего слоя лобового стекла, сообщали в СК на транспорте. Там отметили, что на борту находились 48 пассажиров и шесть членов экипажа, никто из них не пострадал.

Руководитель фотослужбы «Газеты.Ru» Юрий Воронцов находился на том самом лайнере. По его словам, сразу после взлета SSJ-100 стал кружить над «Шереметьево». После экипаж объявил о возвращении лайнера в аэропорт «по производственным причинам». Кружение над Москвой было объяснено выработкой топлива.

«Когда мы вышли из самолета, мы увидели, что половина лобового стекла была в трещинах. Почему разбилось стекло, нам так и не объяснили. В Грецию мы вылетели вечером того же дня на Boeing», — пояснил Воронцов.

Ранее, 10 октября 2018 года, SSJ-100, принадлежавший авиакомпании «Якутия», выкатился за пределы ВПП во время посадки в Якутске. Никто из 92 пассажиров не пострадал. При этом сам лайнер получил серьезные повреждения и был списан.