Опасная потеря скорости: что погубило совладелицу S7

Названа версия крушения самолета с совладелицей S7

Яков Лысенко
Kai Pfaffenbach/Reuters
Крушение бизнес-джета, в результате которого погибла акционер S7 Наталья Филева, ее отец и перевозивший их летчик, произошло из-за ошибки последнего. По данным СМИ, при заходе на посадку пилот допустил опасное снижение скорости, из-за чего было потеряно управление и самолет свалился в штопор. Источники также отмечают, что чаще всего Филева предпочитала передвигаться на борту Gulfstream G550, однако в день трагедии была на Epic LT, который удобен для посадки на короткие ВПП.

Основной версией крушения бизнес-джета в Германии, при котором погибла акционер S7 Наталья Филева, считается ошибка пилота. Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источники, знакомые с ходом расследования катастрофы.

По данным собеседников газеты, при заходе на посадку летчик перешел на ручное управление самолетом и допустил опасную потерю скорости. Из-за этого подъемная сила снизилась, воздушное судно вошло в плоский штопор, а затем рухнуло на частное поле, расположенное в нескольких километрах от аэропорта Франкфурта-на-Майне.

Отмечается, что неполадки возникли настолько стремительно, что пилот не успел сообщить о них диспетчеру. По словам источника, самолет сделал самопроизвольный крутой разворот и по спирали понесся к земле. Из-за этого у летчика не осталось возможности уйти на второй круг или совершить вынужденную посадку.

О том, что пилот потерял управление над бизнес-джетом, говорит и компактное расположение обломков самолета. Воздушное судно терпело крушение с большой вертикальной и невысокой горизонтальной скоростью, в связи с чем после падения обломки заняли небольшую территорию. Благодаря тому, что двигатель судна в момент удара о землю работал на низких оборотах, лопасти винта не срезались при соприкосновении с землей, а остались целыми.

Бортовой самописец мог бы помочь эксперт детальней разобрать причины трагедии. Однако пока неизвестно, был ли параметрический черный ящик на борту бизнес-джета — в малой авиации его наличие необязательно. Как пишет «Ъ», речевой самописец изначально отсутствовал на борту, так как полетом управлял один летчик и переговариваться ему было не с кем.

Издание также отмечает, что в минувшие выходные потерпевший крушение Epic LT № RA-2151G, который принадлежит авиакомпании «Глобус», входящей в группу S7, был задействован для частных нужд Наталии Филевой. Совладелица S7 вместе со своим отцом Валерием Карачевым устроила путешествие по Европе — в субботу они посетили польский Краков и французские Канны. Немецкий город Эгельсбах, который располагается недалеко от Франкфурта-на-Майне, должен был стать следующим пунктом назначения. Там отец Филевой планировал пройти консультацию с врачом, пишут СМИ.

Так как самолет предстояло сажать в небольшом частном аэропорту Эгельсбаха (размер полосы составляет менее полутора километров, — «Газета.Ru»), Филева решила лететь на одномоторном турбовинтовом Epic, хотя чаще всего передвигается на двухмоторном реактивном Gulfstream G550.

Расследованием трагедии занимается Немецкое федеральное бюро расследований авиапроисшествий (BFU). В комиссию также войдет специалист российского Межгосударственного авиакомитета — он уже вылетел в командировку в Германию. По данным BFU, расследование займет около года. При этом предварительные результаты будут опубликованы через восемь недель.

Тем временем по факту ЧП Московское межрегиональное следственное управление на транспорте при СК РФ возбудило уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц».

Потерпевший крушение борт при столкновении с землей тут же загорелся, поэтому даже если находящиеся на борту люди и уцелели после удара, они мгновенно погибли в огне. Катастрофа унесла жизни совладельца S7 Натальи Филевой, ее отца Валерия Карачева, а также пилота Андрей Дикуна.

В 2018 году Forbes назвал Филеву четвертой богатейшей женщиной России, ее состояние оценивалось в $600 млн. Вместе с супругом Владиславом Филевым она владела S7 Group и занимала пост председателя совета директоров. Женщине было 56 лет. «Команда холдинга S7 Group выражает глубочайшие соболезнования семье и близким. Образ Наталии Валерьевны как яркого неравнодушного лидера и прекрасного человека навсегда останется в памяти сотрудников, это невосполнимая утрата для всего коллектива», — заявили в S7 после трагедии.

Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин назвал Филеву «великим энтузиастом авиации и космонавтики», а также отметил, что ее гибель стала личной трагедией для всего ведомства.

Что касается 53-летнего летчика Андрея Дикуна, то он работал в авиакомпании «Глобус» с апреля 2008 года. Его общий налет составил 11,5 тыс. часов.

В пресс-службе перевозчика заявили, что пилот пользовался заслуженным авторитетом среди коллег и подчиненных. Кроме того, руководство неоднократно выпускало приказы о его поощрении.

Известно, что тела погибших доставлены во Франкфурт. По данным BFU, 2 апреля будет проведено их вскрытие.