Подумали заранее
Стоит отметить, что реализация столь амбициозной инициативы была запланирована еще на стадии проекта. Для этого инженерные институты, занимавшиеся проектированием новых линий и объектов Московского центрального кольца, Московской железной дороги, а также центральных диаметров, были включены в координационный центр вместе с представителями столичных властей, чиновниками соответствующих департаментов (архитектуры, транспорта и т.д.), а также руководителями строительных организаций. Проекты создавались в режиме открытого диалога всех ведомств, так что возможность развития беспилотного транспорта была заложена в планы всех строящихся объектов.
Новая инфраструктура
Перевозка пассажиров поездами без машинистов требует использования более сложной и многоуровневой инфраструктуры. Цена ошибки здесь предельно высока, поэтому предъявляются высокие требования к каналам передачи данных, качеству бортового оборудования, помехозащищенности линий.
«В рамках строительства МЦК мы внедрили целый ряд современных технических решений в части железнодорожной автоматики и телемеханики, произвели монтаж напольного оборудования и микропроцессорных систем, предусмотрели алгоритмы и увязки с интеллектуальными системами управления верхнего уровня которые будут использоваться в составе комплекса для управления беспилотными поездами, — рассказывает заместитель генерального директора Группы компаний «1520» Павел Середа. — Основная задача такой техники обеспечить безопасное управление движением поездов на основе обмена данными между бортами локомотивов и инфраструктурным центром управления, а также качественную связь без помех». Группа компаний «1520» ведет работы на нескольких десятках объектов МЦК и МЖД. Строители отмечают, что все проекты новых линий содержат технические регламенты, адаптированные под использование «беспилотников».
С одной стороны, ответственность за предотвращение нештатных ситуаций при таком способе перевозки людей действительно велика, с другой — исключаются риски «человеческого фактора». Кроме того, беспилотное сообщение дает новый виток развития столичного транспорта, позволяя повысить уровень производительности линий и снизить эксплуатационные затраты.
Защита от киберрисков
В условиях автоматизированного управления транспортом актуальной становится задача обеспечения кибербезопасности.
Об этом создатели проекта беспилотных поездов тоже позаботились заранее.
«Уже поставлена на производство комплексная система, позволяющая выявлять любые внешние проникновения и предотвращать кибератаки. Она осуществляет защиту микропроцессорной части управляющих модулей от вредоносного ПО, производит архивирование сетевого трафика по инцидентам, ведет диагностику и мониторинг через внешние сети в безопасном режиме. В случае угрозы включается автоматическое информирование персонала, ответственного за оперативное реагирование», — рассказывает Павел Середа.
Заявка на лидерство
Лидером по развитию беспилотного ж/д-сообщения являются ОАЭ. Протяженность таких линий в Дубае составляет 80 км. На втором месте — Ванкувер и Сингапур (68 и 65 км соответственно). Запуск поездов с автоматическим управлением на линиях Московского центрального кольца, протяженность которого составляет 54 км, позволит Москве занять уверенные позиции в мировом рейтинге.
Однако на этом инициативы столичных властей не заканчиваются.
В планах на среднесрочную перспективу — масштабирование опыта использования «беспилотников» на радиальные линии Московской железной дороги. Кроме того, по словам мэра Москвы Сергея Собянина, уже в этом году на МЦК планируется сокращение интервала следования поездов. Это позволит увеличить пропускную способность «кольца» и распределить пассажиропотоки более равномерно.