Театральное дело: что нашли в почте Малобродского
Дело «Седьмой студии»: вскрыты личные переписки
После того, как судья огласила приложения, адвокат Карпинская предложила отложить заседание. Ирина Аккуратова и участники процесса не против. Следующее заседание по делу «Седьмой студии» состоится 20 ноября в 9:30 по Москве. На этом «Газета.Ru» завершает онлайн-трансляцию из Мещанского суда. Мы продолжим следить за развитием событий.
Один за другим судья зачитывает приложения к протоколам осмотра. В них фигурируют платежные документы, контракты, соглашения и технические задания. Во время оглашения одного из документов адвокат худрука «Гоголь-центра» Дмитрий Харитонов просит Аккуратову обратить внимание на то, что в приложение упомянуты люди, которые не были официально устроены в «Седьмую студию».
Судья закончила читать протокол осмотра ноутбука Малобродского. Адвокат экс-генпродюсера «Седьмой студии» Ксения Карпинская просит суд огласить приложение к письму, которое Войкина отправляла ее подзащитному. В нем, по словам защитницы, содержится отчет по использованию денег. Именно он доказывает, что средства не были растрачены, заявила Карпинская.
Ирина Аккуратова сообщает, что не может зачитать лишь одно приложение к протоколу осмотра. Единственный выход — изучить все приложения. Стороны не против. Судья листает том уголовного дела в поисках нужной страницы.
Из письма между Малобродский и знакомой Масляевой Элеонорой Филимоновой, на которую было зарегистрировано ООО «Актив Эйм», упоминающееся в обвинительном заключении, становится известно, что ИП Синельников получал деньги за помощь в подготовке «Сна в летнюю ночь».
Судья Аккуратова зачитывает переписку Малобродского с людьми, чьих имен нет в обвинительном заключении. В смете, упомянутой в одном из писем, фигурирует имя Синельникова — этот индивидуальный предприниматель, по данным следствия, обналичивал выделенные «Седьмой студии» Минкультом деньги. «Синельникову — 800 тысяч», — отмечается в смете.
Суд переходит к перепискам Малобродского и Масляевой за 2011 год. На повестке — отчеты, вопросы финансирования и получения кредитов. В копию добавлена Соколова из Минкульта.
Далее судья Аккуратова читает переписку Малобродского и специалиста отдела театрального искусства Министерства культуры Евгении Соколовой. Они также обсуждают тему взаимодействия «Седьмой студии» и ведомства, а также вопросы заполнения документов и отчетов. В копии писем — экс-главбух Нина Масляева.
Суд перешел к изучению переписки Алексея Малобродского и экс-главы Департамента господдержки искусства и народного творчества Минкульта Софьи Апфельбаум. В письмах она присылает бывшему генпродюсеру «Седьмой студии» примеры заполнения документации, а также советы по оформлению отчетов. Кроме того, бывшая чиновница прикрепляет к сообщению правки, содержащие указания на опечатки и просьбы изменить некоторые формулировки. В ответе Малобродский благодарит Апфельбаум.
Затем судья зачитывает переписку Малобродского и Серебренникова, в которой они обсуждают вопрос выплаты гонораров.
Продолжается изучение переписок сотрудников «Седьмой студии». В одном из писем Серебренников и Малобродский обсуждают предстоящие спектакли и мероприятия в рамках «Платформы». В одном из сообщений режиссер просит экс-генпродюсера «нарисовать за него закорючку». По всей видимости, речь идет о подписи.
Из письма становится известно, что после ухода в «Гоголь-центр» Малобродский попросил Серебренникова посодействовать в выплате ему денег за участие в «Платформе». Некоторое время режиссер не отвечает ему, а затем пишет, что забыл это обсудить, и просит прощения.
Судья Ирина Аккуратова вернулась в зал суда. Процесс продолжается.
Директор Эрмитажа также напомнил о словах президента России Владимира Путина, которые он произнес во время обсуждения дела Серебренникова. «[Он заявил, что] законы надо выполнять, а если законы плохие, то их надо менять. И вот тогда и поручил нам готовить наши предложения по сфере культуры», — объяснил Пиотровский.
Напомним, в конце 2017 года на заседании Совета по культуре и искусству Путин предложил проработать новый закон о культуре. Он добавил, что неоднократно обсуждал с деятелями искусства вопрос пересмотра сложившегося отношения к культуре как к отрасли, которая оказывает определенного вида услуги.
По мнению президента, закон должен четко отражать особенности и специфику культурной сферы. «Ее всеобъемлющий характер и значимость как миссии, как общественного блага», — добавил Путин.
Дело «Седьмой студии» стало для общественных деятелей поводом обсудить отношения искусства и государства в области финансирования. Так, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский считает, что если государство не изменит правила ведения финансов для музеев, театров, и киностудий, многие учреждения культуры рискуют оказаться в положении «Седьмой студии».
«Должны быть другие правила, по правилам простой бухгалтерии творческие учреждения работать не могут. Должны быть наличные деньги. Должен быть совсем другой тип конкурса, госзакупок. Там много специфики, которая должна учитываться. Культура должна иметь привилегии. И в этом нет ничего необыкновенного», — сказал он РИА «Новости» в начале ноября.
Напомним, предыдущее заседание по делу «Седьмой студии», на котором был начат допрос Алексея Малобродского, прошло 13 ноября. Оно длилось семь часов — в ходе допроса Малобродскому стало плохо, но от «скорой» он отказался».
Адвокат попросила судью сделать перерыв. Судья предложение приняла. Заседание возобновится через полчаса.
Судья читает переписку Алексея Малобродского с Кириллом Серебренниковым. В письмах они договорились о встрече для обсуждения зарплат. «Полностью отказаться от налогов и выплат не получится», — писал экс-генпродюсер.
Вчера, 15 ноября, глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что дело «Седьмой студии» показало, что для культуры не подходят методы оценки, используемые для других отраслей, так как они не учитывают ее риски и особенности. Кудрин призвал власти подумать над адекватными методами оценки культурной сферы. «Мы должны помочь деятелям культуры, дать им определенную свободу. Если бы они имели эту свободу, может быть, поступили бы иначе. Всегда нужно контролировать целевое использование, но может быть как-то иначе», — считает он.
Судья снова вернулась к переписке осени 2011 года. В ней Масляева, Малобродский, Итин по-прежнему обсуждают финансовое сопровождение проектов «Седьмой студии».
Надписи на футболках и толстовках, в которых Серебренников приходит на судебные заседания, можно изучать бесконечно. На первое слушание по делу «Седьмой студии» режиссер пришел в футболке с надписью «Жги». Одноименная песня звучит в прологе спектакля «Маленькие трагедии» — последнего поставленного Серебренниковым в «Гоголь-центре».
На слушаниях 8 ноября он был в майке с надписью «Все утопить». Реплика принадлежит Фаусту из произведения Пушкина «Сцена из Фауста» (Серебренников включил его в спектакль «Маленькие трагедии»). Как и предыдущая надпись, «Все утопить» была расположена на спине режиссера так, чтобы видеть ее могли только зрители в зале суда, когда Серебренников вставал к судебной трибуне.
Наконец, третья надпись — Deus conservat omnia, что переводится с латыни как «Бог хранит все». Она из спектакля Серебренникова и Аллы Демидовой — «Ахматова. Поэма без героя». Фраза является девизом графов Шереметевых. В их бывшем дворце — Фонтанном доме — более 10 лет жила Анна Ахматова.
Сегодня Кирилл Серебренников пришел в суд в футболке с надписью «Truth. It's more important now than ever», что переводится как «Правда. Сейчас она важнее, чем когда либо». Футболка выпущена в рамках коллаборации бренда уличной одежды и газеты The New York Times. Коллекция посвящена борьбе с фейковыми новостями.
На прошлой неделе министр культуры Владимир Мединский назвал Серебренникова «ярким режиссером». «Его театр был во многом инновационным и очень интересно устроенным, хотя у него были свои как сторонники, так и противники», — заявил он. По словам главы Минкульта, все время, пока шло следствие, он старался «не давать никаких характеристик людям, которые оказались в очень непростом положении». «Потому что, что бы мы сейчас ни говорили — активно в поддержку обвиняемых или наоборот, в осуждение их, будет рассматриваться только под одним углом — как оказание давления на суд. Тем более в момент, когда идут судебные заседания, никакой доброй службы это никому не составит», — заявил Мединский.
Он призвал дать суду возможность «объективно, без давления, без истерики спокойно разобраться».
Судья перешла к оглашению переписки за 2013 год. Екатерина Воронова обсуждает с Алексеем Малобродским, который на тот момент уже перешел на работу в «Гоголь-центр», гонорары за постановку спектаклей «Отморозки» и «Метаморфозы» на базе «Гоголь-центра». В последующих письмах идет обсуждение других деловых вопросов, касающихся театра.
К одному из зачитанных судьей писем приложен отчет об использовании наличных средств. Адвокат Серебренникова Дмитрий Харитонов перебивает судью и говорит, что это доказывает тот факт, что деньги не были украдены. Судья Ирина Аккуратова просит защитника не комментировать оглашение протокола.
Судья продолжает зачитывать деловую переписку из почты Малобродского. Это по-прежнему обсуждение технических и финансовых вопросов постановки спектаклей, в том числе выплаты гонораров артистам.
В какой-то момент у одной из журналисток, находящихся в зале суда, зазвонил телефон. Ни чуть не смущаясь, она взяла трубку и начала объяснять своей собеседнице, где у нее в квартире лежит пульт от телевизора. Судью это не смутило — она свободно завершила свою беседу и продолжила слушать протокол осмотра ноутбука Малобродского.
Летом 2012 года Воронова, Масляева и Малобродский в письмах обсуждают смету на проект «Сон в летнюю ночь». Генпродюсер сообщает, что бюджет сокращен на 640 тыс. Итого, на постановку должно уйти 2,4 млн рублей. В смете детально указаны все расходы — от закупки кушеток до выплаты гонораров и аренды помещения
Воронова жалуется на то, что ей задерживают зарплату за январь-февраль. В письмах от марта 2012 года руководство «Седьмой студии» обсуждает сметы на проекты «Платформы».
В письмах от января-февраля 2012 года Воронова, Масляева, Итин и Малобродский обсуждают гонорары иностранным артистам, которые задействованы в проекте «Метаморфозы». Воронова пишет, что гонорары они будут получать наличными в Москве, обсуждает, как можно сэкономить на переводе денег артистам, которые не могут получить их в России. Сообщается о гонорарах французским артистам размером €100-200.
Осенью 2011 в письме Серебренникову исполнительный продюсер Воронова обсуждает вопросы аренды помещений на «Винзаводе», который должен стать площадкой для реализации «Платформы». Она предлагает способы экономии на производственных расходах — по ее мнению, можно сократить дни репетиций, а также количество снимаемых офисных и других помещений.
В следующих письмах Воронова сообщает, что указанная сумма для нее неприемлема, так как только на аренду квартиры у нее уходит 20 тыс. рублей. В сообщении от октября 2011 года Малобродский сообщает Вороновой, что согласен с ее запросом на оклад размером 50 тыс. рублей.
В письме, которое было отправлено в сентябре 2011 года, Войкина сообщает о расходах на реализацию проекта «Метаморфозы». Также изучается письмо Малобродского бывшему исполнительному продюсеру «Седьмой студии» Екатерине Вороновой. Обсуждается вопрос ее зарплаты. Малобродский объясняет, что осенью 2011 года организация должна подучить государственную поддержку, и с этого момента сможет официально взять ее на работу. Оклад, о котором идет речь, — 30 тыс. рублей с вычетом налогов.
Аккуратова объявила продолжение допроса Алексея Малобродского. Адвокат Карпинская просит суд огласить протокол осмотра компьютера экс-генпродюсера, в котором находится письмо Малобродскому от Ларисы Войкиной — бывшего специалиста по кадрам и бухгалтера «Седьмой студии». В нем представлены авансовые отчеты организации. Судья ходатайство приняла и приступила к обзору этого письма.
В зал зашла судья Ирина Аккуратова. Судебное заседание объявляется открытым.
Участники процесса, родственники обвиняемых и представители прессы разместились в зале суда.
На последнем заседании, которое проходило 13 ноября, суд завершил допрос Серебренникова и начал задавать вопросы Малобродскому. Худрук «Гоголь-центра» заявил, что знакомился с контрактом, который был заключен с Минкультом в 2011 году, однако в его подробности не вдавался. «Этот контракт был построен вокруг моей творческой программы. Я его читал, изучал. Что мы могли покупать на эти деньги, мне было неизвестно. Я знал, что мы должны были потратить средства на «Платформу». Технические детали мне были неизвестны. Это не входит в мою компетенцию художественного руководителя. Там был оговорен список мероприятий, которые должны быть проведены. Это рамочные бумажки», — заявил Серебренников.
Также на заседании стало известно, что подписи на некоторых документах, заключенных «Седьмой студией» от лица Малобродского, были подделаны.
В прошлую пятницу, 9 ноября, Серебренников рассказал суду, что «Платформа», финансируемая Минкультом, закрылась после того, как пришел новый глава министерства – Владимир Мединский. По словам режиссера, проект должен был продолжаться, но экспериментальное творчество «не пришлось по вкусу» новому главе ведомства. «Все деньги, которые были выделены на «Платформу», он [Мединский] забрал себе куда-то», — отметил худрук «Гоголь-центра».
Сегодняшнее заседание назначено на 10:00 по Москве. К Мещанскому суду продолжают стягиваться представители прессы и те, кто хочет поддержать фигурантов резонансного дела. В коридоре у зала, где сегодня состоится судебное заседание, собрались десятки людей. Спустя минуты открывается дверь лифта и из нее выходит Кирилл Серебренников. «Ура!», — встречают его пришедшие.
8 ноября начался допрос Серебренникова. Режиссер рассказал о всех проектах, которые реализовывала «Платформа», а также о людях, принимавших участие в них. Кроме того, он заявил, что получал на должности художественного руководителя не 75 тыс. рублей в месяц, как было указано в документации «Седьмой студии» за 2011 год, а 100 тыс. рублей. Кирилл Серебренников также сообщил, что не распоряжался деньгами из кассы. По его словам, в творческой среде, в которой он работал, обсуждался лишь вопрос наличия денег или их отсутствия. «Как они попадали в кассу, мне неизвестно», — объяснил режиссер.
На первом заседании, которое прошло 7 ноября, Серебренников, Малобродский, Итин и Апфельбаум не признали свою вину в мошенничестве на суму 133,2 млн рублей. Они заявили, что обвинения абсурдны. Малобродский сказал, что не понимает, «какое именно хищение, какой суммы и когда он совершил, чьим доверием он злоупотребил или кого обманул». Апфельбаум, в свою очередь, сообщила, что «проект неоднократно проверяла Счетная палата» и размер поддержки «Платформы» зависел не от нее. Серебренников заявил следующее: «Это обвинение не просто абсурдно. Ты вроде понимаешь все слова, но связать их воедино и понять их смысл не можешь. В какой-то момент я подумал, что у прокурора сломался принтер и он много раз распечатал одно и то же».
Кроме того, в тот день подсудимых назначили гражданскими ответчиками по иску Минкульта, который требует взыскать с них 133 млн материального ущерба.
Следствие и гособвинение признали, что «Седьмая студия» провела все мероприятия, на которые были выделены государственные деньги. Несмотря на это в обвинительном заключении говорится, что Серебренников и Итин «создали устойчивую сплоченную организованную группу», вовлекли в нее остальных фигурантов дела с целью хищения средств. «В Министерство культуры они предоставляли финансовые и творческие отчеты с заведомо недостоверными сведениями», — заявлял прокурор Олег Лавров.
Уголовные дела в отношении Вороновой и Масляевой суд рассмотрит отдельно. Первая уехала из страны и была объявлена в международный розыск, а вторая признала вину, заключила сделку со следствием и дала показания на остальных фигурантов.
По делу проходят режиссер Кирилл Серебренников, директор РАМТ Софья Апфельбаум, гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин, экс-бухгалтер организации Нина Масляева, продюсер Екатерина Воронова и экс-гендиректор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский. Они обвиняются в хищении 133 млн рублей, которые в 2011–2014 годах были выделены из госбюджета на проект «Платформа», который занимался популяризацией современного искусства. В его рамках осуществлялись театральные и музыкальные постановки.
«Газета.Ru» приветствует всех заинтересованных в судьбе дела «Седьмой» студии, фигуранты которого обвиняются в хищении государственных средств. Сегодня Мещанский районный суд продолжит допрос Алексея Малобродского. Мы будем следить за ходом судебного заседания в онлайн-режиме.