Заура Дадаева, осужденного за убийство Бориса Немцова, перевели в другую колонию за постоянное нарушение порядка. Об этом в понедельник заявила руководитель пресс-службы ГУ ФСИН по Иркутской области Ольга Хинданова.
По ее словам, заключенный был признан злостным нарушителем порядка в исправительном учреждении. Поскольку сотрудники колонии пришли к выводу, что «исправлять свою линию поведения Дадаев не намерен», его решили изолировать от других заключенных и перевели в единое помещение камерного типа. В иркутской исправительной колонии № 3, которая предназначена для бывших сотрудников правоохранительных органов, соответствующего помещения не было, поэтому Дадаева перевели в ИК-2 в Ангарске — колонию строгого режима для впервые осужденных за тяжкие преступления. При этом, подчеркнула Хинданова, «наказание ему не ужесточено, к нему применена мера взыскания». По закону, заключенный может находиться в ангарской ИК-2 сроком до одного года.
В июне адвокат правозащитного центра «Мемориал» (организация включена Минюстом в список иноагентов) Роза Магомедова рассказала журналистам, что в колонии на Дадаева, а также на других осужденных по делу об убийстве Бориса Немцова оказывают давление. По словам Магомедовой, это было связано с тем, что Следственный комитет и ФСБ возобновили расследование дела.
С осужденными в колониях проводились следственные действия, в частности, брали показания на детекторе лжи, несмотря на то, что приговор уже вынесен, пояснила она. Как отметила адвокат, Дадаев также рассказал ей, что к нему приходили и показывали бумагу из прокуратуры Иркутска о том, что его якобы вносят в список террористов.
Как писал «Росбалт» со ссылкой на неназванные источники, следователи пытались выяснить, где находится оружие, из которого было совершено преступление, и главное — установить заказчика. Эти сведения следствие пытается получить от осужденных, сообщило издание.
31 июля Магомедова сообщила в своем фейсбуке, что Дадаев объявил голодовку, протестуя против несправедливого, по его мнению, помещения в штрафной изолятор (ШИЗО). Защитник Дадаева Шамсудин Цакаев рассказывал, что осужденный голодал семь дней и прекратил голодовку после того, как вышел из ШИЗО.
При этом старший помощник прокурора Иркутской области Александр Семенов заявил, что ведомство провело проверку, которая не подтвердила информацию о голодовке Дадаева. Кроме того, рассказал он, осужденный не обращался к администрации колонии ни с какими жалобами или заявлениями.
Российский оппозиционный политик, сопредседатель «Партии народной свободы (ПАРНАС)» Борис Немцов был застрелен в центре Москвы в ночь на 28 февраля 2015 года. Прошлым летом присяжные в Московском окружном военном суде признали виновными в убийстве Немцова пятерых фигурантов дела — они были приговорены к лишению свободы на сроки от 11 до 20 лет.
По мнению присяжных, киллер Заур Дадаев, а также Анзор Губашев и погибший при задержании Беслан Шаванов приняли непосредственное участие в исполнении убийства. А Шадид Губашев, Темирлан Эскерханов и Хамзат Бахаев принимали участие в подготовке преступления — следили за оппозиционером. После убийства последние помогали исполнителям скрыться от полиции.
После задержания Дадаев заявлял, что застрелил Немцова из-за того, что тот якобы поддержал французский сатирический журнал Charlie Hebdo, опубликовавший карикатуры на пророка Мухаммеда. Позже он отказался от признательных показаний, заявив, что дал их под пытками.
Все пятеро фигурантов дела были осуждены по статье 105 УК РФ («Убийство»). После объявления приговора дочь политика Жанна Немцова обратилась с жалобой в суд с просьбой переквалифицировать дело об убийстве своего отца. Она полагает, что его следует рассматривать по статье «Посягательство на жизнь общественного и политического деятеля». В таком случае срок для осужденных за это преступление будет выше.
В Следственном комитете полагают, что на преступление мужчин подтолкнули исключительно корыстные мотивы. Им пообещали вознаграждение в 15 млн рублей. Мотивы организаторов преступления до сих пор не были установлены. Как считает следствие, заказчиком и организатором убийства политика стал офицер батальона «Север» Руслан Мухудинов, который находится в международном розыске с 2015 года. Обвинение Мухудинову было предъявлено заочно.
Глава Чечни Рамзан Кадыров после вынесения приговора заявлял, что получившие тюремные сроки выходцы из Чечни не причастны к убийству политика, и суд принял «ошибочные решения», сообщает ФАН. По его мнению, «кому-то надо было закрыть дело, кому-то надо было заявить, что нашли участников».