«Неподъемный объем соцобязательств»: что нужно менять в Кузбассе после Тулеева

Какие шаги следует предпринять новому руководству Кемеровской области

Близится полгода с тех пор, как в Кемерово произошла трагедия в торговом центре «Зимняя вишня». Пожар, жертвами которого стали 60 человек, обнажил проблемы региона. Кузбасс в течение десятилетий возглавлял Аман Тулеев. И количество лет, которые он провел на губернаторском посту, увы, не перешло в качество: социально-экономическая сфера продолжает оставаться в кризисе, и степень этого кризиса, кажется, усугублялась с каждым годом пребывания Тулеева у власти. Что нужно делать новому руководителю региона, чтобы избавить Кузбасс от статуса хронического аутсайдера, попыталась разобраться «Газета.Ru».

В ноябре прошлого года Аман Тулеев еще в качестве губернатора Кузбасса, выступая с бюджетным посланием на сессии облсовета, сообщал, что налоговые отчисления в бюджет от основных отраслей региона в 2017 году бьют рекорды. По его словам, угольщики должны были перечислить в два раза больше налогов, а химические предприятия - на 30% больше.

Казалось бы, слова «хозяина Кузбасса» говорят об успехе его социально-экономической политики. Однако, реальность на самом деле другая.

Да, за годы руководства Тулеева валовой внутренний продукт (ВРП) Кемеровской области увеличился в 18,8 раза и составил в 2016 году 858 млрд 98 млн руб. Однако, правда, и то, что тенденция увеличения ВРП была характерна практически для всех субъектов РФ в эти годы. В связи с этим, несмотря на существенный рост, Кемеровская область опустилась на шесть позиций в рейтинге российских регионов по ВРП - с 15-го места в 1997 году на 21-е - в 2016 году.

В 2017 году региональный бюджет был исполнен с профицитом в 20 млрд 860 млн руб. При этом доходы, по сравнению с 1997 годом, действительно увеличились — в номинальном выражении в 17,6 раза до 166 млрд 918 млн руб. (16-е место среди субъектов РФ), расходы - в 11,8 раза до 146 млрд 58 млн руб. (20-е место). Но вот в бюджете Кемеровской области на 2018 год уже был заложен дефицит в размере 3 млрд 890 млн руб.

Доходы же, как ожидается, уменьшатся на 33,37% по сравнению с 2017 годом - до 111 млрд 211 млн руб., расходы - на 21,2% - до 115 млрд 101 млн руб.

Верно и то, что под руководством Амана Тулеева инвестиции в основной капитал региона выросли в номинальном выражении в 21,5 раза, и если в 1997 году в область было привлечено инвестиций на 9 трлн 686 млрд неденоминированных руб., то в 2017 году их объем составил 208 млрд 126 млн руб. Несмотря на это, по данному показателю, согласно ТАСС, регион потерял 10 позиций в рейтинге субъектов РФ, опустившись с 11-го места в 1997 году аж на 21-е в 2017 году.

С 1997 по 2017 годы число преступлений на 100 тыс. человек населения в Кемеровской области увеличилось на 45,74% - с 1 тыс. 445 до 2 тыс. 106. По этому показателю регион ухудшил свои позиции в рейтинге, переместившись с 55-го места среди субъектов РФ на девятое.

С одной стороны, Тулеев считался народным губернатором. И вроде бы многие действительно его любили.

Трижды - 19 октября 1997 года, 22 апреля 2001 года и 13 сентября 2015 года Тулеев избирался главой региона на прямых выборах, неизменно получая поддержку от 94% до 97% жителей области. С другой стороны, ощущение некоей вседозволенности, которое несомненно передавалось и его подчиненным привело, например, к тому, что Тулеева в начале этого года допрашивали в качестве свидетеля по делу о вымогательстве акций одного из кемеровских предприятий, по которому проходили восемь человек, среди которых два бывших заместителя губернатора Кузбасса и экс-руководитель управления СК по Кемеровской области.

В апреле на встрече новым временно исполняющим обязанности губернатора региона Сергеем Цивилевым президент Владимир Путин сообщил, что по оценкам правительства эффективность кемеровской региональной команды находится на 73-м месте в целом по стране.

В этом смысле становится очевидно, что определенные изменения просто жизненно необходимы.

Обновление в Кузбассе должно заключаться как в кадровых перестановках в региональной власти, так и в перестройке самой политической системы региона, считает кемеровский социолог Игорь Бельчик. По его мнению, структуру местной власти необходимо сделать менее завязанной на одного лидера. «Политическая система Кузбасса опиралась на излишнюю вертикализацию власти. Безусловно, должна быть публичность, должно быть экспертное сообщество», - подчеркнул он.

В Кузбассе нужно многое поменять, отмечает директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов. «Чтобы вычистить регион от набиравшего силу десятилетиями кумовства, нужно, прежде всего, сменить законодательное собрание. А этот процесс вообще даже парой лет не ограничится», — поясняет он.

Авторитарная система власти, завязанная на одного человека — одна из двух главных проблем Кузбасса, говорит президент компании «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. «Различные институты работают в регионе с большим трудом, что приводит сейчас к вопросу о необходимости выстраивания альтернативной системы [власти в регионе]. Потому что все, на самом деле, было под ручным управлением Тулеева и нескольких его замов», — отмечает он.

Вторая проблема Кемеровской области, по мнению Минченко, — чрезмерный объем социальных обязательств.

В силу своей неадресности, они с одной стороны ничего не дают людям, с другой – создают колоссальную нагрузку на бюджет. «В итоге неадекватные социальные льготы это очень сильно искажает контуры региональной экономики и загоняют Кузбасс все глубже в долговую яму», — констатирует политолог. В итоге под красивыми лозунгами проблемы лишь усугубляются, что наглядно демонстрируют динамика показателей по региону за последние 20 лет

Минченко приветствует тот факт, что культ личности Тулеева начали в Кузбассе потихоньку демонтировать.

Однако, по его мнению, «это только начало пути, а надо менять всю систему», и прежде всего ситуацию в сфере социальных обязательств.

Поэтому, новому руководителю Кемеровской области ничего не остается, как менять ситуацию с неподъемными соцобязательствами, которые предусматривают помощь и для тех, кто живет в достатке, и для тех, кто живет за чертой бедности, в результате чего, региональный бюджет должен в настоящий момент покрывать «издержки» богатых людей, которые не экономят ни на электричестве, ни на свете, ни на воде, ни на тепле, вместо того чтобы помогать реально нуждающимся жителям Кузбасса и усиливать их социальную защищенность.

Если изменения начнут происходить, то регион может избавиться от статуса хронического аутсайдера. Эксперты даже называют примерные сроки, в течение которых можно достичь осязаемых результатов. «Вопрос дотационности Кемеровской области не решается за три месяца – это как минимум год – два», — констатировал Смирнов.

Задача не из легких, особенно учитывая инертность и закостенелость чиновничьего аппарата Кемеровской области.

Однако, без ее решения вряд ли удастся привлечь в регион инвестиции, в том числе в ключевой для Кузбасса энергетический сектор, кризис в котором накладывает соответствующий отпечаток и на другие сферы экономики региона: транспорт, инфраструктуру и так далее.

Для кардинального изменения ситуации в экономике региона нужен значительный объем инвестиций. Они могут прийти в Кемеровскую область с только если новые власти дадут четкий сигнал, что с порочной практикой предыдущих властителей Кузбасса покончено не на словах, а на деле, и будет реальный шанс вернуть вложенные в регион средства с реальными же сроками окупаемости того или иного проекта.