В метро теперь открыты двери всем: пассажирам с ограниченными возможностями, группе детей и молодой маме с тремя малышами. На помощь придут инспекторы Центра обеспечения мобильности пассажиров. С начала года его услугами воспользовались более 65 тысяч человек. А всего с 2013 года, когда эта услуга была запущена, ей воспользовалось около 800 тысяч пассажиров. Как работают сотрудники этого центра, что входит в их обязанности и с какими они сталкиваются трудностями — в репортаже «Газеты.Ru».
«Царицыно» — «Юго-западная»: воспитатели на время пути
Четыре инспектора, двое мужчин и двое женщин, встречаются на станции метро «Царицыно». Спустя несколько минут к ним спускается группа детей. Ребята с преподавателем направляются в Музей традиционных русских напитков «Очаково». Экскурсия организована в рамках программы летнего отдыха «Московская смена».
Инспекторов опознают сразу, они одеты в яркую желто-красную форму. Построение в колонну, краткий инструктаж и «организованная группа детей» — так называют своих подопечных инспекторы — отправляется в путь. Сначала в вагон заходит первый сопровождающий, затем дети, после замыкающий инспектор. А двое мужчин обеспечивают безопасность детей на входе в вагон..
Затем инспектор просит других пассажиров уступить детям место. Кому его все-таки не хватило, стоят в обнимку с сопровождающими.
Один из инспекторов — Елена Сафонова, социальный работник по образованию. Женщина рассказывает, что работает в службе уже 4,5 года и сопровождать группу детей сложнее всего.
«Это эмоционально выматывает. Пассажиры могут толкнуть детей, ребятишки тоже, маленькие, невнимательные, могут отвлечься. Если дети спокойные, то нормально проходит заявка, а есть сложные и гиперактивные. Самая главная задача — это обеспечить безопасность», — рассказывает она.
Сегодня ребята оказались послушные. Да и инспекторы их постоянно завлекали: разговаривали, играли, даже делали оригами лягушку на ходу. В эту поездку отличить инспекторов от воспитателей можно было только, пожалуй, по форме.
Елена Сафонова говорит, что к каждому пассажиру нужен свой подход. К пожилым — быть максимально внимательным и доброжелательным, а при сопровождении инвалидов по зрению важно помнить, что инспектор становится его глазами.
«Каждый шаг, каждая ступенька и каждая лестница — все это оговаривается. Им с каждым годом сложнее передвигаться по метро, так как народу становится больше. Хорошо, если человек москвич, ему относительно привычно в этой атмосфере. А то ведь очень многие со всей России едут на лечение, на обучение, которые не знают не только города, но и о передвижении здесь. Я считаю, что наша помощь неоценима как раз для таких людей», — считает инспектор.
На станции «Театральная» ребята выходят на пересадку. Алгоритм тот же: инспектор во главе колонны, другой — позади и два — помогают при входе в вагон. На платформе ребят снова пересчитывают, повторяют правила поведения на эскалаторе, и колонна отправляется дальше.
«Бульвар Дмитрия Донского» — «Кузьминки»: в помощь маме
Молодая мама Наталья Цема впервые решила обратиться в Центр обеспечения мобильности пассажиров. Сегодня девушка направляется к бабушке со своими детьми: двойняшками Надеждой и Владимиром, им по три года, и четырехмесячной Евгенией.
Ехать нужно от станции метро «Бульвар Дмитрия Донского» до станции «Кузьминки». Коляску с ребенком под свой контроль берут инспекторы: они ловко переносят ее по лестницам. Наталье только приходится объяснять маленьким Наде и Вове, что сестру им вернут, что «дяди только помогают». В вагоне поезда коляску держит старший инспектор Александр Быков, который занимается сопровождением пассажиров уже четыре года. А еще два инспектора помогают маме присматривать за другими малышами. По словам старшего инспектора Максима Гоха, каждый случай сопровождения индивидуален, но есть основные правила.
«У нас есть целая технология по перевозке, где описан каждый шаг по сопровождению пассажиров: на эскалаторе, на лестнице, в вагоне.
Прежде чем человек выходит «в поля», он стажируется и проходит обучение. Перед поездкой мы смотрим карты и закладываем маршрут. Рассчитываем время, пересадки, узкие места в переходах. Если много пассажиров, то мы можем дождаться следующий поезд. Или поехать в другую сторону, чтобы сесть на менее загруженной станции. В пути много людей открываются и рассказывают о себе и своей жизни», — говорит он.
В пути четырехмесячная Евгения засыпает, а ее брат и сестра не дают маме поводов для волнения. Наталья Цема рассказывает, что с инспекторами ей в пути комфортнее.
«Я спокойна, мне не надо разрываться на троих. Я знаю, что за самой маленькой присмотрят и за старшими есть дополнительный надзор. А заявку на сопровождение подала буквально в течение пяти минут, потом спустя 30 минут мне перезвонили и сказали, что заявка принята и в 10:00 меня будут ожидать. Еду в свое удовольствие, как на машине», — признается девушка.
«Смоленская» — «Киевская»: тур по Кольцевой
На этот раз инспекторам предстоит сопроводить иностранных туристов. Четверо мужчин в яркой форме встречают пару из Флоренции с гидом, которые направляются от станции метро «Смоленская» до «Киевской». Женщина в инвалидном кресле, поэтому пассажиры и попросили помощи. Языкового барьера нет, инспекторы сами общаются с туристами — многие сотрудники метрополитена знают иностранные языки. Кроме того, проходили месячное обучение перед чемпионатом мира. Сразу после входа в метро — эскалатор. Сотрудники без лишних раздумий помогают пассажиру.
«Один становится первым, двое — по бокам коляски, а я страхую сверху. Это по технологии сопровождения колясочников. А для лестниц у нас есть специальное оборудование — «Скалолаз», который помогает перемещать коляски мягко, без рывков и без толчков. А вообще работа физически укрепляет», — рассказывает инспектор Вячеслав Карягин.
По словам мужчины, чаще за помощью обращаются инвалиды по зрению, потому что они ежедневно ездят на работу. «Мы очень сильно взаимодействуем с Российским обществом слепых. Для них это жизненно важно», — добавляет он.
В вагоне поезда коляску держат двое инспекторов. Они же помогают выйти пассажирам и преодолеть лестницу. И здесь, на «Киевской», гид рассказывает туристам об истории станции. А инспектор Николай Феоктистов говорит, что метро с каждым годом становится доступнее для пассажиров.
«С 2008 года все новые станции оборудуют лифтами для передвижения маломобильных пассажиров. У нас появилась тактильная плитка в переходах и при входе на станцию, меняются двери на более безопасные. К сожалению, некоторые станции метрополитена из-за того, что они признаны архитектурным наследием (например как эта), не могут быть оборудованы для маломобильных», — поясняет он.
На прощание туристы делают коллективный снимок с теми, кто помог им в московском метрополитене. Мужчины фотографируются с парой из Италии, а после прощаются, возможно, навсегда.
«Каждый день инспектора насыщен, потому что каждый день новые люди, новые лица. Ежедневно с кем-то знакомимся. У нас же кроме постоянных пассажиров есть те, кто впервые в городе. Например, перевозим с вокзала на вокзал. Люди очень удивляются, особенно, когда мы едем по красивым станциям Кольцевой линии, например, как здесь на «Киевской»», — делится впечатлениями от работы Николай Феоктистов.
Центр обеспечения мобильности пассажиров работает с 2013 года. Сотрудники центра бесплатно помогают маломобильным людям передвигаться в метрополитене, по Московскому центральному кольцу, а также сопровождают пассажиров к поездам дальнего и пригородного сообщения.
Обратиться за помощью могут люди с ограниченными возможностями здоровья, пожилые, многодетные семьи, родители детей до семи лет и организованные детские группы. Заявку на сопровождение можно оформить в официальном мобильном приложении «Метро Москвы», на сайте метрополитена, или по телефонам: +7 (495) 622-73-41 и +7 (800) 250-73-41.