Смерть от «Новичка»: Британия обвиняет Россию
Российский МИД ответил на обвинения в смерти британки
Что ж, на этом мы завершаем нашу онлайн-трансляцию, благодарим всех читателей «Газеты.Ru» и обещаем, что будем следить за ходом расследования не менее внимательно, чем дипломаты.
Расследование дела об отравлении в Эймсбери может занять недели или даже месяцы из-за его сложности. Об этом говорится в сообщении Скотленд-Ярда. «Расследование сложное, быстро продвигается, в нем участвуют 100 детективов контртеррористических подразделений и коллеги из полиции Уилтшира. Главной задачей следствия остается скорейший поиск источника отравления», — говорится в сообщении.
В МИД РФ также прокомментировали обвинения британского министра обороны. «Это все та же старая мантра «русские сделали это». Может, попробуете что-то новое? Например, тщательное расследование?», — говорится в твиттере ведомства.
Друг пары Крейг Пэттенден рассказал, что Стерджесс могла подобрать на улице окурок или контейнер, содержавшие следы нервно-паралитического агента. Он также добавил, что Роули часто употреблял героин и кокаин.
Ранее сосед пострадавших в Эймсбери предположил в интервью СМИ, что и Роули, и Стерджес, будучи наркозависимыми людьми, могли увидеть нечто похожее на наркотики и взяли в руки то, что в итоге оказалось нервно-паралитическим веществом.
Также 9 июля была обнародована версия, как Стерджесс и Роули могли вступить в контакт с отравляющим веществом. Как сообщил министр внутренних дел Великобритании Саджид Джавид, тесты подтвердили, что британцы трогали руками вещество, которое, предположительно, могло оставаться на стенках контейнера. Он также призвал жителей Солсбери и Эймсбери не трогать никаких подозрительных предметов, лежащих на земле, вроде игл, шприцев или необычно выглядящих контейнеров.
Обстановка в Великобритании тем временем становится все более напряженной. Так, 9 июля в Солсбери заблокировали автобусную остановку после того, как человек потерял сознание рядом с железнодорожной станцией Сент-Полс и Фишертон-стрит — на расстоянии около 300 метров от места отравления британцев нервно-паралитическим веществом «Новичок». Как сообщает британский таблоид The Sun, полиция предложила жителям обходить данную дорогу стороной. Связан ли этот случай с отравлением Стерджесс и Роули, не отмечается.
О том, что британские граждане подверглись воздействию того же вещества (нервно-паралитического агента «Новичок»), которым были отравлены Скрипали, Нил Басу заявил 5 июля. В Скотленд-Ярде получили результаты анализов, проведенных в лаборатории Портон-Даун. Однако полиции пока не удалось установить, принадлежало ли вещество, отравившее британскую пару, к той же партии, что в марте использовалась для отравления Скрипалей.
Политолог Дмитрий Дробницкий назвал обвинения Лондона в адрес Москвы тем, что, очевидно, должно было произойти «рано или поздно». «Иначе пришлось бы признать, что есть какие-то проблемы в самой Британии с неким непонятным отравляющим веществом, и все построения, которые были уже сделаны вокруг «дела Скрипалей», посыпались бы, — заявил он в эфире радио Sputnik, — Так что если уж они обвинили Россию в отравлении Скрипалей, то теперь они будут обвинять (Россию) и во всех сколько-нибудь похожих случаях. Не случайно же с самого начала основной версией (инцидента в Эймсбери) было то, что это якобы «последствия первичной атаки» (на Скрипалей)».
По мнению эксперта, одной из причин обвинений в адрес России является внутриполитическая ситуация в Великобритании. «У британского правительства большие проблемы с Brexit'ом. У (премьер-министра) Терезы Мэй в последние дни просто распадается правительство, да и других проблем хватает. В этой ситуации вполне можно было ожидать, что они попробуют отвлечь внимание таким вот образом», — считает Дробницкий.
Однако в Кремле ранее отказались связывать инцидент в Эймсбери и саммит Путина и Трампа. «Это [инцидент в Солсбери] не имеет к саммиту никакого отношения, это скорее сейчас проблема Великобритании», — сказал Песков. Он отметил, что инцидент также может продемонстрировать, насколько британские власти заинтересованы в совместном расследовании.
В Госдуме заявили, что обвинения Лондона в адрес России о ее причастности к смерти британки от «Новичка» подрывают отношения между странами и понижают уровень доверия. Член комитета по международным делам Антон Морозов обратил внимание, что прошлые обвинения британской стороны не были подтверждены нигде, кроме информационного поля.
«Сейчас уже не очень верится в заявления британской стороны. Такие серьезные обвинения требуют тщательного расследования с участием российских следователей. Хотелось бы, чтобы Британия была более ответственной», — передают слова депутата RT.
По словам Морозова, в дальнейшем «будет опять нагнетаться истерия в СМИ». «Все это косвенным образом связывается с предстоящим российско-американским саммитом и проведением чемпионата мира по футболу», — добавил он. Депутат Госдумы заключил, что Россию вновь пытаются скомпрометировать.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Кремль сожалеет о смерти Дон Стерджесс. «Мы по-прежнему глубоко озабочены продолжающимися проявлениями этих отравляющих веществ на территории Великобритании», — добавил он. По словам Пескова, доступность отравляющих веществ на территории Великобритании представляет опасность не только для британцев, но и для жителей всей Европы. Пресс-секретарь президента РФ напомнил, что российские власти с самого начала предлагали британской стороне помощь в расследовании отравления Скрипалей. Он подчеркнул, что предложение России осталось без ответа.
Россия резко отреагировала на обвинения Лондона в причастности к происшествию в Эйсмбери, назава это провокацией.
«Требуем прекратить нарушать международное право, включая консульские конвенции и соглашения о взаимной правовой помощи. Без доступа к материалам следствия и двум нашим гражданам будем рассматривать инциденты в Солсбери и Эймсбери как безответственную антироссийскую провокацию официального Лондона», — заявил официальный представитель посольства РФ в Великобритании.
В дипломатическом ведомстве также отметили, что, судя по делу об отравлении Скрипалей, «полицейское расследование ограничено жесткими политическими рамками, навязанными нынешним руководством страны».
«С раннего утра у госпиталя Солсбери освещаю печальные новости о том, что Дон Стерджесс умерла более чем через неделю после контакта с Новичком», — написала в своем инстаграме журналистка Би-би-си Кэти Остин. На снимке — указатель с навигацией по территории больницы, куда были доставлены двое британцев после отравления.
Скрипали несколько недель провели без сознания в той же больнице, куда потом госпитализировали Стерджесс и Роули. Врачи сообщали, что лечение отравленных британцев проводится по той же схеме, что и пострадавшего экс-офицера ГРУ и его дочери. Однако мать Стерджесс обвиняла персонал больницы в Солсбери в том, что ее дочь и Чарли Роули не получают того же лечения. «Дон лечат не на том же уровне, что и Скрипалей из-за ее прошлого и из-за того, что она страдает алкоголизмом, — сообщила Кэролин своей семье, по информации Daily Mail.– К ней относятся как к пустому месту, честно говоря».
Ранее глава контреррористического подразделения Скотленд-Ярда Нил Басу заявил, что Стерджесс и Роули подверглись воздействию того же отравляющего вещества, что экс-офицер ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия. Скрипали были найдены в бессознательном состоянии 4 мартеа2018 года в соседнем с Эймсбери городе Солсбери. Оба выжили: британские СМИ считают, что причиной их спасения стал дождь, снизивший концентрацию отравляющего вещества на ручке входной двери.
Роули остается в критическом состоянии в больнице. «У Чарли все тоже не очень хорошо, — сообщила мать Дон Стерджесс Daily Mail. – Может быть, он протянет еще несколько дней. Он тоже не выкарабкается. Его жизнь поддерживают аппараты».
44-летняя Дон Стерджесс и 45-летний Чарли Роули были госпитализированы 30 июня. Они были обнаружены в доме Чарли Роули в Эймсбери. Как считает полиция, заражение могло произойти в парке, где 29 июня пара прогуливалась вместе со свои другом Сэмом Хобсоном. Хобсон при этом не пострадал. Утром, 30 июня, скорая забрала сначала Дон Стерджесс, а через несколько часов и Чарли Роули.
На призыв британского министра обороны отреагировала глава МИД Австралии Джули Бишоп. Она заявила, что есть ряд вопросов к России, требующих ответа после смерти Стерджесс. Австралия была «глубоко опечалена» смертью британки, передает слова министра The Australian. Кроме того, Бишоп считает, что Россия должна объяснить, как именно «Новичок» мог оказаться в Великобритании, и что случилось с запасами данного яда.
Глава внешнеполитического ведомства также сказала, что Австралия поддерживает контакты с Великобританией по этому вопросу и заверила в намерении их продолжать. Не приводя доказательств, Бишоп добавила, что яд нервно-паралитического свойства «Новичок» российского производства.
У Дон Стерджесс осталось трое детей – сыновья Эйдан (23 года) и Юэн (19 лет) и 10-летняя дочь Грейс, которая проживает с бабушкой. Как отмечают британские СМИ, ни дети, ни мать Стерджесс не навещали ее в госпитале.
Дон Стерджесс скончалась накануне вечером от острой сердечной недостаточности. Ее мать заявила, что покойная страдала от алкогольной и наркотической зависимости. «Ее тело было слишком слабым, чтобы совладать с этим», — заявила она газете Daily Mail.
По факту смерти Дон Стерджесс Скотланд-Ярд завел дело об убийстве. Глава контртеррористического подразделения Скотленд-Ярда Нил Басу, комментируя кончину Дон Стерджесс, заявил: «Это шокирующие и трагические новости. У Дон осталась семья, включая троих детей, и наши мысли и молитвы сейчас с ними в этот исключительно сложный момент».
Ранее премьер-министр Великобритании Тереза Мэй заявила, что она «в шоке и ужасе» из-за смерти Дон Стерджесс и направила соболезнования ее семье. «Полиция и силы безопасности работают в усиленном режиме, чтобы выяснить обстоятельства инцидента, который сейчас расследуется как убийство», — цитирует главу британского правительства газета The Independent.
Британские власти обвинили Россию в причастности к смерти 44-летней Дон Стерджесс. Как заявил 9 июля министр обороны Гэвин Уильямсон, «простая реальность в том, что Россия совершила атаку на территории Британии, которая привела к смерти гражданина Британии».