Специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) опровергли информацию ряда СМИ о завершении расшифровки речевого бортового самописца Ан-148. По словам представителя МАК, работа по дешифрованию содержимого второго «черного ящика» продолжается, и после ее завершения можно будет ознакомиться с переговорами пилотов разбившегося пассажирского самолета.
При этом авиакомитет не нуждается в технической помощи от украинских специалистов из АНТК им. Антонова. В МАК есть все необходимые устройства и технологии для копирования и расшифровки содержащейся в «черном ящике» информации, добавил представитель комитета. Однако
МАК готов принять помощь от украинских разработчиков Ан-148 из «Антонова», в первую очередь, консультативную, для расследования причин авиакатастрофы.
Задержка в расшифровке бортового речевого самописца может крыться в повреждении устройства, передает ФАН — в результате взрыва самолета был разрушен коннектор устройства. Именно коннектор соединяет плату со звуконосителем, и эта деталь имеется только у производителя — госпредприятия АНТК им. Антонова. В данный момент проводятся переговоры с украинской стороной, затрудненные, по версии издания, тем, что уполномоченный представитель бюро по расследованиям Украины выступает в них посредником.
Накануне, 13 февраля, стала известна возможная причина крушения пассажирского самолета Ан-148. Эксперты МАК расшифровали данные бортового параметрического самописца самолета.
Согласно данным самописца, неполадки с управлением возникли у экипажа спустя 2,5 минуты после взлета с полосы аэропорта «Домодедово». Самолет успел подняться до 1300 метров и шел на скорости 465-470 километров в час. Одновременно с этим индикатор скорости командира воздушного судна, индикатор второго пилота и резервный индикатор начали показывать разные данные, после чего летчики были вынуждены отключить автопилот. Однако переход на ручное управление не помогло справиться с ситуацией. Командир воздушного судна Валерий Губанов видел разночтения между показателями модуля воздушных параметров (МВП) и данными на резервном экране, и скорость на приборе командира превышала данные о скорости на резервном приборе и индикаторе второго пилота.
Угол тангажа Ан-148 достигал 30 градусов, и одновременно с этим МВП командира самолета показывал, что самолет вообще не двигается, зависнув в воздухе с нулевой скоростью. При этом полет продолжался, а резервный индикатор демонстрировал удивительно низкую для этого режима полета скорость 200 километров в час. Столкновение с поверхностью земли стало неизбежным, когда пилоты решили набрать недостающую скорость и направили самолет на снижение.
В момент крушения физическая скорость самолета достигала около 800 километров в час.
Авиатор Олег Авдеев рассказал «Пятому каналу», что пилот Валерий Губанов был профессионалом высочайшего класса, и что он не может поверить в версию об ошибке экипажа. По его словам, Валерий Губанов был «очень вдумчивым и дотошным человеком, опытным и грамотным летчиком». За плечами Губанова срочная служба в Афганистане, затем — в авиации Минобороны.
Причина ошибки может скрываться в обледеневших внешних датчиках скорости. По версии МАК, находившиеся на фюзеляже воздушного судна приборы могли просто обледенеть, хотя инструкция предписывает прочищать и прогревать индикаторы скорости перед каждым полетом.
Всего после расширения зоны поиска с 30 до 40 гектар в районе крушения было найдено почти 3000 обломков. Оба двигателя Ан-148 были отправлены на изучение в ЛИИ им. Громова в Жуковском. Двигатели также подвергнутся тщательной экспертизе. В СКР уже заявили, что версию МАК рассмотрят наравне с другими версиями крушения.
Ранее официальный представитель Следственного комитета России Светлана Петренко заявила, что
взрыв самолета Ан-148, потерпевшего крушение в Подмосковье, произошел уже после столкновения с землей.
«Установлено, что в момент падения воздушное судно находилось в целостности, без возгорания, взрыв возник после падения самолета», — говорится в сообщении.
Ведомство после крушения самолета Ан-148 в Подмосковье возбудило уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ — «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц».
Пассажирский лайнер Ан-148 «Саратовских авиалиний» рейса 6W703, вылетевший из московского аэропорта «Домодедово» в город Орск (Оренбургская область), разбился днем 11 февраля в районе деревни Степановское в Подмосковье всего лишь несколько минут спустя после взлета. По данным Росавиации, на борту находились 65 пассажиров и шесть членов экипажа, все они погибли.