72-летний генерал-майор армии Хорватии Слободан Пральяк умер в больнице после заседания Международного трибунала по бывшей Югославии.
Пральяк проходил по делу шестерых высших офицеров хорватских вооруженных формирований, участвовавших в гражданской войне в Югославии 1991-1996 годов. Кроме Пральяка, на скамье подсудимых были Ядранко Прлич, Бруно Стоич, Миливой Петкович, Валентич Чорич и Берислав Пусич. Их обвиняли в ряде военных преступлений и преступных деяний против человечности. Апелляционная коллегия Гаагского трибунала подтвердила решение суда предыдущей инстанции, которая приговорила офицера к 20 годам тюремного заключения. Прямо в ходе оглашения решения апелляционной коллегии Пральяк вскочил с места и закричал: «Я не военный преступник и не признаю ваш приговор», после чего одним махом выпил неизвестную жидкость из стакана.
«Мы приостанавливаем это, приостанавливаем… Пожалуйста, не уносите стакан, из которого он пил»,
— сказал сразу после этого председательствующий судья коллегии Кармель Агиюс. Генералу начали экстренно оказывать медицинскую помощь, а позже он был спешно эвакуирован из суда в больницу на вертолете. Медикам не удалось спасти жизнь Пральяка. Вскоре после госпитализации отставной генерал скончался в одной из гаагских больниц.
в отдельном репортаже
Несмотря на инцидент, трибунал огласил решение в отношении него, также как и по Прличу и Стоичу. Их приговор также был признан законным и вступил в силу.
Пральяк до начала войны не имел никакого отношения к военной службе или силовым структурам. Он родился в хорватской части Боснии и Герцеговины в общине Чаплина, а позже поехал учиться в столицу Республики Хорватия Загреб. Там он сначала получил образование инженера электротехники, затем — диплом философа-социолога, а после того отучился на режиссера. До начала боевых действий Пральяк снимал сериалы и документальные фильмы в Загребе, Осиеке и Мостаре.
С началом боевых действий в Хорватии в 1991 году Пральяк вошел в состав Хорватского совета обороны — органа власти, который занимался организацией местных вооруженных сил и силового противостояния с югославской армией, а также вооруженными формированиями хорватских сербов. Несмотря на полное отсутствие военного опыта, Пральяк быстро получил чин генерал-майора армии. Правда, в должностные обязанности новоиспеченного высшего офицера входило взаимодействие с миротворческими силами ООН в Хорватии, непосредственно в боевых действиях он не участвовал и войсками в тот период времени не командовал.
В 1993 году боевые действия разразились на исторической родине бывшего режиссера — в хорватской части Боснии и Герцеговины. Там местное хорватское население решило создать республику Херцог-Босна, которая была бы населена преимущественно хорватами. Это территориальное образование не было признано ни одним государством в мире, включая саму Хорватию, однако правительство в Загребе решило оказать боснийским хорватам всестороннюю помощь. Тем более, что против них выступили недавние союзники — мусульманская часть населения Боснии и Герцеговины. Стороны начали активно применять друг против друга вооружение, которое они ранее совместно захватили у югославской армии, включая бронетехнику и артиллерию.
Пральяк тем временем получил назначение на пост представителя Министерства обороны Хорватии в штабе республики Херцог-Босна. В этот период самый крупный ее город — Мостар — становится ареной ожесточенного противостояния католиков-хорватов и мусульман. Последние укрепились в восточной части города и стали проводить геноцид и насильственное переселение хорватов со своей территории. В свою очередь, хорваты укрепились на западе, и стали выгонять и уничтожать мусульман, оказавшихся в их зоне. Обе части населенного пункта были соединены Старым мостом, по которому обе стороны совершали вылазки друг против друга. Мост был построен в 1566 году при османском султане Сулеймане Великолепном под руководством зодчего Мимара Хайреддина. Его конструкция состояла из 456 известняковых блоков. Позже по обеим сторона реки Неретвы, через которую был перекинут мост, были поставлены две башни. Позже Старый мост включили в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Все эта конструкция целиком пережила ряд крупных войн и конфликтов, в том числе — Вторую мировую войну, когда по обеим берегам Неретвы развернулись упорные бои между югославскими партизанами и силами вермахта. Однако гражданскую войну в Югославии Старому Мосту пережить было не суждено.
В ноябре 1993 году хорватские танки Т-55 начали его обстрел. Этот процесс был снят тележурналистами из разных стран мира, благодаря чему о событиях узнала широкая общественность. Вскоре, не выдержав многочисленных попаданий, мост рухнул. Это обстоятельство стало позже одним из пунктов обвинения против Пральяка. Сам он утверждал, что мост обрушился не в результате танкового огня, а из-за того, что вооруженные силы боснийских мусульман привели в действие взрывное устройство, закрепленное на мосту.
Обвиняли отставного генерала не только в этом. Согласно материалам дела, Пральяк виновен в преступлениях, совершенных военными и полицейскими Херцог-Босны в 30 муниципальных образованиях Боснии и Герцеговины. Сюда относятся этнические чистки мусульманского населения, бесчеловечное обращение с военнопленными и задержанными гражданскими, в том числе сексуальное насилие по отношению к ним, насильственная высылка гражданских лиц с подконтрольной хорватам территории, а также уничтожение чужой собственности при отсутствии к тому военной необходимости.
По мнению обвинителей МТБЮ,
вина Пральяка выразилась в том, что он знал о совершаемых хорватскими подразделениями преступных акциях, но не предпринял никаких действий, чтобы помешать этому, хотя обязан был это сделать как офицер высшего звена хорватской армии.
Пральяк, как и пятеро других командиров хорватских подразделений, добровольно прибыл в здание Гаагского трибунала, желая доказать свою непричастность к военным преступлениям. Однако сделать это ему, как показало прошедшее заседание, не удалось. Примечательно, что апелляционная коллегия признала Пральяка невиновным только в одном пункте обвинения — в разрушении Старого моста. По мнению судей, его артиллерийский обстрел был вызван военной необходимостью. Председатель этой коллегии Кармель Агиюс ранее рассматривал дело лидера Серсбкой радикальной партии Воислава Шешеля и после долгих лет разбирательства признал политика полностью невиновным. Правда, в ожидании этого решения Шешель 11 лет просидел в камере предварительного заключения.
В 2018 году Гаагский трибунал завершает свою работу. За следующий год ему предстоит рассмотреть апелляционные жалобы ряда знаковых фигур гражданской войны в Югославии, в том числе бывшего президента Республики Сербской в Боснии Радована Караджича и бывшего командующего армией боснийский сербов Ратко Младича, которого недавно приговорили к пожизненному сроку заключения.