Сегодня арендаторы-партнеры Кристофа Лакарена угрожают и его виноградникам недалеко от Одессы, и самому французу. Не дожидаясь решений судов о расторжении договоров аренды, эти люди дважды выгоняли бульдозеры и тракторы с плугами сносить старые виноградники на «своей земле».
Местные наблюдатели утверждают, что за простыми сельскими жителями в приморском курортном районе стоят серьезные бизнес-интересы, на которых не может повлиять даже президент страны Петр Порошенко.
Год назад Порошенко лично оказал содействие Лакарену, стремясь продемонстрировать, что Украина открыта для европейского бизнеса. Помогал ему и губернатор Одесской области, экс-президент Грузии Михаил Саакашвили. Тогда авторитета политиков хватило, чтобы остановить атаку налоговой инспекции на француза.
Однако сегодня Порошенко занят более актуальными для него политическими проблемами и потерял решимость заниматься актуальными проблемами регионов. Саакашвили превратился из союзника в одну из главных угроз для президента, пытается провести очередной «майдан» у здания Верховной рады и требует для Порошенко импичмента. История Лакарена в этом контексте дает почву для размышлений насчет развития европейского бизнеса на украинской земле.
Трактор против винограда
Последние бульдозерно-тракторные наступления на бизнес Лакарена – осенью 2016-го и в июне 2017 года, — останавливали съехавшиеся по экстренному звонку журналисты и одесские общественники.
«Праздник продолжается — второй бульдозер подоспел, и с удвоенной скоростью уничтожается виноградник, который я купил и о котором заботился все эти годы, — писал Лакарен 28 июня на своей странице в фейсбуке. — Полиция позволяет рейдерам делать свое дело... Слава новой Украине!»
Сейчас виноградники (кроме уже уничтоженных 18 гектаров) стоят на месте, ситуация контролируется на уровне начальника Одесской областной полиции, а стороны готовятся к очередному судебному заседанию.
Лакарен своим существованием вскрывает множество нерешаемых в современной Украине вопросов. Он — любитель с большими связями, занимающийся не бизнесом, а, скорее, хобби. В 2004 году он приехал работать в Одессу как парфюмер. Здесь он обзавелся семьей (жена и две дочери), а также фамильной фермой.
В полуразрушенных хозяйственных постройках колхоза имени Ленина оборудовано жилье Лакарена, обставленное купленной на рынках Одессы старой мебелью. Здесь пасутся козы, дважды в год проходят бесплатные фестивали - розового и молодого вина. К нему на вино и домашний сыр едут туристы со всей Украины.
Самое большое раздражение у местных — особенно у влиятельных промышленных виноделов — вызывают его виноградники, которые ломают все представления местных о технологии. Философия Лакарена отвергает химические удобрения и уход за лозой. Он считает, что сорняки делают виноград сильнее, а вино — лучше.
«Его виноградники резко контрастируют с соседними промышленными, — поясняет «Газете.Ru» ресторатор из Одессы Ирина Ангелова. — Там белые столбики, ровные чистые ряды, химические удобрения и подкормка. Но у Лакарена лучше вино! Мне в ресторане нужно было местное вино, полученное из винограда, выращенного не далее 100 км от Одессы.
Для меня вино Лакарена идеальное, именно его, кстати, пили Петр Порошенко и Михаил Саакашвили в моем ресторане в Одессе, когда они были еще союзниками».
Легально продавать вино француз мог только последний год, до этого он не имел права его производить, не имел права его разливать по бутылкам и не имел права его легально продавать. Для производства вина на Украине требовалось получить 39 разрешений, справок и лицензий.
До Лакарена в Украине легально производили вино только 16-17 крупных концернов, локальным производителям путь на рынок был надежно закрыт.
Украинскую лицензию на производство вина Лакарен получил в апреле 2016 года при активном содействии тогдашнего Одесского губернатора Михаила Саакашвили и лично президента Украины Петра Порошенко. Тогда они еще сотрудничали. «Под Лакарена» Верховная рада изменила законодательство Украины, почти в 20 раз снизив цену лицензии на производство вина, сделав легальное виноделие небольших частных хозяйств возможным.
Об объеме производства Кристофа Лакарена говорят материалы уголовного дела, открытого Одесской областной налоговой.
Саакашвили вступился за Лакарена как раз после него. Тогда во время обыска с автоматчиками в масках в винодельне «Кристоф де Лакарен» было изъято 7 тыс. бутылок вина и 25 тыс. литров виноматериалов.
Впрочем, после вмешательства политиков Лакарен получил лишь небольшую передышку. Сейчас Порошенко и Саакашвили — политические враги, которые забыли о яркой пиар-акции вокруг виноградников Лакарена. Нынешний глава Одесской администрации Максим Степанов у нему не заезжает.
Ситуация в Одесской области тоже радикально меняется. «Саакашвили рвался на Киев и от Одессы хотел только динамики и громких успехов, — поясняет «Газете.Ru» один из бывших чиновников Одесской ОГА на условиях анонимности. — Сейчас все поменялось. Приход нового главы облгосадминистрации сопровождается своеобразным возвратом к прошлому. Почти все, как бы не предвзятые и прозрачные конкурсы на руководителей ключевых и бюджетно финансируемых департаментов, выиграли старые кадры. Те, которых погнали с насиженных мест, теперь возвращаются к кормушкам».
Украине не до вина
Бизнес Лакарена страдает из-за земли, на которой растет его виноград и где столкнулись интересы местных предприятий.
В 2004 году земли колхоза имени Ленина взял местный крупный производитель вина. По словам Лакарена, 150 гектаров «бурьяна» его не интересовали. Однако с точки зрения француза, бурьян заставляет лозу пускать корни глубже, борьба за существование делают виноград и вино вкуснее. В 2005 году он взял эту землю на 49 лет в аренду. Со временем местные крестьяне после развала колхоза получили на этой земле паи, оформили государственные акты на землю и превратились в полноценных арендаторов.
Нестандартный француз тут многим не нравится. Виноградники Лакарена поджигали, сносили тракторами, срезали бульдозерами, прошлой зимой стреляли по двору и собаке. Со 150 гектаров в прошлые годы он собирал около 100 тонн винограда. С прошлой осени уничтожен и распахан виноград на 18 гектарах пока ещё его земли.
С тех пор Лакарен носит с собой револьвер. Есть несколько активных общественников (в основном, друзья француза), которые помогают ему держать оборону от конкурентов, однако этих сил явно недостаточно.
Землю на Украине можно только арендовать: еще с 90-х действует мораторий на продажу земли. Огромные латифундии существуют на тысячах арендованных у сельских жителей двух- и трехгектарных собственных паях. Сельскохозяйственное лобби создало Аграрную партию, которая вместе с частью парламентских фракций выступает резко против открытия рынка земли.
Отмена моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения была одним из условий последнего транша МВФ. Уже в июле 2017 года украинское правительство отрапортовало о полученной отсрочке выполнения этого требования Фонда. Украина — единственная страна в Европе, где земля не является товаром.
Кристофа Лакарена, впрочем, эти украинские политические битвы не касаются. Продажа земли иностранцам уже давно прямо запрещена Земельным кодексом Украины.
«Борьбу с Лакареном ведет следующее поколение, дети и внуки тех бабушек, с которыми он заключал договоры об аренде десять лет назад, — поясняет «Газете.Ru» журналист Олег Хвощевский. — Есть шесть наиболее активных семей, которые оспаривают свои права землю. И старенькая сельская бабушка, вышедшая на пикет к полю Лакарена на встречу с журналистами с плакатом: «Лакарен — фейковый инвестор!» — говорит скорее о том, что за ними стоит кто-то с городским образованием».
Земли рядом с Шабо с развитием курортов под Одессой и ввиду возможных перспектив на скорое открытие рынка земли стали слишком привлекательными, чтобы по-прежнему сдавать их в аренду по ценам от 2007 года. Виноградники стали многим мешать.
В самой Одессе тем временем все больше департаментов отказываются от электронного документооборота, переходя на менее прозрачный бумажный. Те, кто хочет отвести землю на постройку заводов, отелей и прочих бизнесов, с удивлением начали жаловаться на поборы со стороны ОГА, в которой до сих пор решают вопрос выделения земли или согласования эскиза проекта постройки, сообщил источник «Газеты.Ru» в местной администрации.
В Одессе (и в Киеве) стало совсем не до Лакарена, который возмущает местных конкурентов попыткой вести бизнес по украинским законам, а не по серым коррупционным схемам. Деньги любят тишину. История французского бизнеса постепенно превращается в назидательную — как для Украины, так и для Европы.