13-й свидетель: Сечин вызван в суд по делу Улюкаева
В Замоскворецком суде продолжается процесс над экс-министром Улюкаевым
Посмотрим, действительно ли Сечин придет в суд, а также будет ли оно закрытым. На этом «Газета.Ru» завершает онлайн-трансляцию, благодарит всех наших читателей и прощается до 10.00 понедельника, 13 ноября.
Оснований для закрытия заседания во время допроса Сечина нет, сказала «Газете.Ru» адвокат Квеидзе: «Если Сечин не придёт в суд самостоятельно, то его приведут приводом. Чем он отличается от других людей?».
Сторона защиты намерена настаивать на вызове Дворковича в качестве свидетеля на каждом заседании. Как сообщила «Газете.Ru» адвокат Квеидзе, его «отказались вызвать и на следствии, и сегодня. Однако мы будем снова требовать вызвать его в качестве свидетеля».
Адвокат Квеидзе считает, что на одном из следующих заседаний все же необходимо провести эксперимент и понять, могли ли деньги влезь в сумку. «Деньги передавали в закамуфлированном виде. Они были скрыты в пакете, потом в сумке. Они никак не могли быть восприняты визуально подсудимым», — рассказала адвокат «Газете.Ru». На вопрос, куда будут доставлены деньги после того, как они перестанут быть вещдоками, адвокат Улюкаева заявила, что они будут возвращены тому, кому принадлежат. «А кому принадлежат, следствие скрывает», — добавила Квеидзе.
Сечин был бы вызван в суд вне зависимости от позиции прокуроров, заявил «Газете.Ru» Гриднев: «У нас к нему свои вопросы».
Завершение стороной обвинения предоставления доказательств и одновременный вызов Сечина в суд повесткой противоречит Уголовно-процессуальному кодексу, сказал «Газете.Ru» адвокат Гриднев. «Если прокуроры уже сказали, что закончили предоставлять доказательства, то на основании чего будут допрашивать Сечина?», — недоумевает он.
Защита просит отложить заседание для предоставления дополнительных доказательств. Судья с этой просьбой согласилась и назначила следующие заседания на 13, 15 и 20 ноября. Годовщину со дня задержания — 14 ноября — Улюкаев встретит дома.
Сторона защиты также повторно заявляет ходатайство о вызове в суд Дворковича. Суд адвокатам отказал с таинственной формулировкой «заявлено преждевременно». «Однако установлено, что в Минэкономразвития поступало поручение именно Дворковича о рассмотрении целесообразности допуска к приватизации «Башнефти» госкомпаний», — зачитала свою просьбу адвокат Лариса Каштанова. Повестку Дворковичу адвокаты просят отправить по месту работы. Прокуроры против. «В суде не установлено, что данное лицо располагает сведениями, имеющими отношение к обвинению Улюкаева во взятке. Его также не допрашивали на стадии следствия», — говорит Филипчук. Суд с доводами прокурора согласился.
Сторона защиты просит вызвать в суд ряд свидетелей, в том числе Сечина и Калиниченко. Адвокаты просят направить свидетелям повестки и заявляют, что готовы оказать содействие суду в этом деле. Также сторона защиты просит вызвать первого замглавы министерства энергетики Алексея Текслера. Прокуроры против, так как считают, что сторона защиты сначала должна была сама попытаться вызвать этих лиц, и лишь потом просить суд вызвать их повесткой. Суд в итоге согласился вызвать Текслера, Калиниченко и Сечина.
Оказывается, ряд материалов дела был «уничтожен как не имеющий значения для уголовного дела». Речь идет о флэшке. Что на ней было, видимо, так и останется тайной.
Адвокат также зачитал слова первого зампреда правительства РФ Игоря Шувалова, помощника президента РФ Андрея Белоусова и президента России Владимира Путина, из которых следует, что даже у них не было единого мнения по вопросу допуска «Роснефти» к приватизации «Башнефти».
Гриднев зачитывает сообщения СМИ о том, что «Роснефть» имеет право участвовать в приватизации «Башнефти». «В юридическом смысле «Роснефть» допущена до приватизации «Башнефти», — процитировал адвокат Улюкаева.
Те самые колбаски «От Иваныча», оказывается, были уничтожены не просто так, а по постановлению Басманного суда. Гриднев зачитал соответствующий документ о ликвидации всех мясных изделий, которые Улюкаев получил от Сечина.
«Экспертом Ивановым заявлено ходатайство о предоставлении оригиналов аудиозаписи и ознакомлении с самими записывающими устройствами», — зачитал адвокат просьбу следователя Нестерова в ФСБ. ФСБ ему отказало, мотивировав это тем, что данные сведения составляют гостайну.
Гриднев зачитывает экспертизу аудиозаписи разговора Сечина и Улюкаева. «Ознакомившись, эксперт выявил ряд артефактов, которые могли появиться в ходе изменений аудиозаписи», — зачитал адвокат заключение. Если мы все правильно понимаем, то та самая запись беседы про «выполненное поручение» могла быть отредактирована?
В зал внесли тома уголовного дела. Гриднев просит первый том. Адвокат читает справку об оперативных мероприятиях оперативного сотрудника ФСБ Александра Калиниченко. «28 октября Улюкаев потребовал от Сечина передать денежные средства за помощь в приватизации «Башнефти». Однако оснований для возбуждения уголовного дела нет». В документе отмечается, что необходим оперативный эксперимент, на который Сечин дал согласие. «Калиниченко указывает, что взятку Улюкаев потребовал 28 октября, а передача запланирована с 31.10 по 02.11», — продолжает Гриднев.
Тем временем судья просит защиту начать представлять свои доказательства. Гриднев заявил, что ему необходимо огласить ряд томов дела целиком. Семенова согласилась сделать это, но частично: адвокатам запретили оглашать то, что уже было оглашено. Спасибо, ваша честь, от журналистов!
Адвокаты негодуют, почему Сечину направят повестку по месту работы, а не жительства. «Нам не разрешили поступить так же с нашим свидетелем, порядок должен быть один для всех», — сказал Гриднев.
«Информация появилась только что. У меня куча звонков по телефону. У Сечина сейчас свои дела и я не могу добраться до него так быстро», — заявил «Газете.Ru» на несколько повышенных тонах пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев.
Поскольку прокуроры заявили, что закончили предоставлять доказательства, то это значит, что и свидетели с их стороны закончились. Однако сразу же после этого сторона обвинения попросила вызвать Сечина. Это странно. Адвокат Гриднев замечает, что тогда не совсем понятно, с чьей стороны — защиты или обвинения — свидетелем будет Сечин.
Прокуроры отметили, что закончили представлять доказательства по делу. Улов, если вкратце, такой: расшифровка аудиозаписей, видеозапись встречи Улюкаева и Сечина, коробка с деньгами, сумка, в которой они были. Колбаски «От Иваныча», как мы помним, были уничтожены как скоропортящийся продукт (впрочем, они и так почти год в вещдоках пролежали). Остальные доказательства – переписка по делу приватизации «Роснефтью» «Башнефти», телефонные переговоры, список вещей, найденных при обыске у Улюкаева, а также имущество, которым владеет экс-министр и его семья, были представлены в письменном виде.
«Суд постановил направить повестку Сечину для вызова его на допрос. Повестка будет отправлена по адресу, указанному в обвинительном заключении», — сказала судья Семенова. Конечно, не факт, что Сечин будет присутствовать на следующем заседании, все-таки повестка идет какое-то время, но будем надеяться на лучшее.
Гриднев и другие адвокаты согласны с необходимостью допросить Сечина. «В случае необходимости его можно доставить в суд принудительно», — отметил Гриднев.
Дождались. Сторона обвинения попросила суд направить повестку главе «Роснефти» Игорю Сечину для допроса его в качестве свидетеля по адресу его места работы. «А вы окажете содействие в обеспечении явки этого свидетеля?», — спросила судья. Прокурор Непорожный ответил утвердительно.
«Сумка закрыта, осмотреть ее нет возможности, ключа нет. Я хочу подчеркнуть, что открыть мы ее не можем и заглянуть внутрь тоже не можем», — заключил Гриднев после осмотра сумки и попросил внести эту информацию в протокол.
Секретарь внесла в зал опечатанный мешок, который судья вскрыла ножницами. Из мешка судья достала коричневую сумку, предположительно, кожаную. Прокурор вновь пытается задать вопрос Улюкаеву, получал ли он эту сумку в день своего задержания. Улюкаев вновь отказывается, говорит, что ответит на него, когда будет соответствующая стадия процесса. Отказался он отвечать и на вопрос, ставил ли экс-министр данную сумку в багажник своего служебного автомобиля 14 ноября 2016 года.
Судья Лариса Семенова вернулась в зал после почти 30-минутного перерыва. Заседание продолжается. Прокурор Непорожный просит осмотреть сумку, в которой были деньги. «Я не возражаю, но имело бы смысл посмотреть деньги в сумке», - сказала Квеидзе.
В соседний с залом заседания кабинет зашли двое молодых людей в капюшонах, прикрывая лица рукой. Ранее в этот кабинет заходила судья Лариса Семенова и судебные приставы. Слышны звуки разматываемого скотча. По всей видимости, неизвестные, вошедшие в кабинет, являются следователями — они пришли за 2$ млн. Ну то есть мы все надеемся, что это следователи.
У адвокатов спросили, почему они не сверяли номера купюр из коробки и из материалов дела. «А зачем? Алексей Валентинович их не трогал и не знал, что в сумке деньги», — ответила Квеидзе. «Зато теперь все знают, как выглядят $2 млн», — шутит Бурковская.
Адвокат Бурковская считает неправильным, что деньги показали без сумки, где они якобы находились в момент передачи Улюкаеву. «Нужно было отдельно показывать ящик и отдельно сумку. Как можно определить, влезли бы они туда? Согласитесь, странно: они сумку не принесли, а принесли какой-то ящик. Да еще подняли это одной рукой», — сказала она. По словам адвоката, надо учитывать невысокий рост ее клиента в том смысле, что он мог просто не поднять столько денег. Точный рост экс-министра широкой общественности не известен, но на вид Улюкаев не выше 160-165 см. Сам он, впрочем, заявил, что его рост 179 см, и шутливо поинтересовался: «Вам днём мой рост интересен или вечером?».
«Для нас это не имеет значения, так как наша позиция в том, что Улюкаев вообще не видел, что в сумке», — прокомментировала события адвокат Квеидзе. Ранее она заявляла «Газете.Ru», что отпечатков пальцев ее клиента нет на купюрах.
Следователь уносит коробку, а прокуроры просят перерыв на 10 минут. Судья удовлетворяет эту просьбу.
Полюбовались — и хватит. Денежные средства упаковываются в полиэтиленовый пакет. Сторона защиты отказалась проверять целостность упаковки. Деньги прячут обратно в коробку, в этом активно помогает мужчина, принесший коробку в суд. Рядом стоит главный пристав Замоскворецкого суда и грустно смотрит на исчезающие под слоем целлофана и картона купюры.
Непорожный спрашивает у Улюкаева, получал ли он «данные денежные средства 14 ноября 2016 года». «В настоящий момент отвечать на этот вопрос не желаю, отвечу на него, когда буду давать показания», — сказал экс-министр. Напомним, Улюкаева еще не допрашивали в рамках судебного разбирательства.
Судья недовольна тем, что прокуроры раскладывают вещдоки на своем столе. «Перенесите доказательства ко мне на стол — вы же представляете их суду», — заявила она. «Хорошо, ваша честь», — ответил прокурор. «Хочу заметить, что эти денежные средства не были доступны визуальному восприятию», — отметила адвокат Квеидзе.
Журналисты и сторона защиты утихли. Прокуроры раскладывают пачки купюр на столе. «Пасьянс раскладывают», — комментирует адвокат Тимофей Гриднев. Непорожный попросил суд сделать адвокату замечание: «Мы вообще-то в процессе находимся, подобные замечания нам неприятны».
«А можно коробку, мне не видно ничего», — просит адвокат Квеидзе. Непорожный, в свою очередь, просит сторону защиты быть посдержаннее: «У стороны обвинения нет сомнений, что это денежные средства. А если адвокатов что-то не устраивает, пусть заявляют протест».
Встал прокурор Непорожный, он попросил суд осмотреть $2 млн, «полученных Улюкаевым в ноябре 2016 года». Сторона обвинения открывает картонную коробку. Кажется, вот-вот зазвучит торжественный голос Леонида Якубовича. Филипчук вскрывает печать главного управления СК РФ по расследованию особо важных дел. Видны долларовые купюры. Судья просит показать ей содержимое коробки поближе.
Традиционно судья огласила ходатайства о съемке от телеканалов. Голос Семеновой звучит хрипло, говорить ей явно тяжело — что, в общем, неудивительно, учитывая, что она только что была на другом процессе. Съемку опять не разрешили: в зале нет места.
В зал вошла судья Лариса Семенова, процесс начался.
Кажется, лед тронулся, господа. Спустя почти полтора часа после объявленного начала заседания в зал вошли прокуроры Павел Филипчук и Борис Непорожный. «Все узнаете в свое время», — интригует Филипчук в ответ на вопрос о содержимом коробки. Журналисты спросили, почему коробка такая большая. «Это вопрос к тем, кто ее упаковывал. Кто осматривает доказательства, тот и упаковывает», - сказал Филипчук, подразумевая следователей.
Журналисты, по традиции, интересуются, что читает экс-министр. «Сегодня я не читатель, а писатель», — ответил Улюкаев. «Серьезней надо быть, вам все хи-хи да ха-ха», — добавил он.
Коробка обмотана скотчем, к ней приклеен серебристый пакет, снизу просвечивают пачки стодолларовых купюр. Коробку, как выяснила «Газета.Ru», в зал доставил следователь Шевченко.
В зал внесли огромную коробку, предположительно, с деньгами. Ее поставили на стол, за которым сидят прокуроры, она заняла почти всю столешницу. Доставал её высокий блондин в черном пальто. «Можно узнать как его зовут?» — спросила одна из журналисток. «Вы думаете, он вам тоже такую принесет?» — пошутил Улюкаев.
Пошел разговор, что сегодня будет представлена коробка с деньгами. Не совсем понятно, что это даст, но хоть издалека посмотрим, как в реальности выглядят такие суммы.
В зал вошел Алексей Улюкаев. «Лучше всех», — ответил он журналистам, спросившим, как у него дела. Экс-министр сегодня в клетчатом свитере и темных брюках. «Контрольный снимок в голову», — пошутил он над фотографом, который увлекся своей работой.
Несколько предыдущих заседаний по делу Улюкаева были посвящены изучению письменных доказательств, прокуроры уже рассмотрели почти все 28 томов. 5 октября в Замоскворецком суде были зачитаны протоколы обысков, проведенных в кабинете и дома у экс-министра. Из кабинета Улюкаева были изъяты слитки драгоценных металлов, золотые монеты (некоторые из которых весили по 1 кг), а также $250 тыс наличными. Адвокаты Улюкаева утверждают, что изъятые ценности не имеют никакого отношения к делу, а оглашение сведений о личном состоянии — попытка обвинения создать отрицательное впечатление об имуществе экс-министра.
Пока мы ждем появления всех действующих лиц, напомним краткое содержание предыдущих серий. 12 октября в суде была показана видеозапись, на которой запечатлена предполагаемая передача взятки в размере $2 млн Улюкаеву. По мнению следствия, он получил ее во время встречи с руководителем «Роснефти» Игорем Сечиным в офисе компании. Кроме того, на заседании были воспроизведены аудиозаписи телефонных разговоров Улюкаева с Сечиным, сделанные накануне и в день задержания бывшего министра. На показанной в суде видеозаписи видно, как под хвойным деревом стоит объемная сумка, которую потом Сечин передает Улюкаеву. В ней, вероятно, и лежали $2 млн. Однако, по сообщениям адвокатов, Улюкаев был уверен, что в сумке вино. Тем более, что незадолго до визита Улюкаева Сечин обещал министру, что «он его угостит таким вином, которое он никогда не пробовал».
Сегодня заседание может начаться с задержкой, так как судья Лариса Семенова дочитывает приговор по другому делу. Улюкаева, впрочем, тоже пока пока нет. В зале пока только прокурор Павел Филипчук и адвокаты Виктория Бурковская и Дареджан Квеидзе.
Предыдущее заседание прошло почти месяц назад — 12 октября, следующее должно было состояться 19 октября, но его перенесли сначала на 31 октября, потом на 14 ноября, но внезапно его решено было провести сегодня. Возможно, важные свидетели нашли «окошко» в своем загруженном расписании. Среди людей, которых планировалось допросить, числятся глава «Роснефти» Игорь Сечин и вице-премьер России Аркадий Дворкович. Всего осталось 18 не опрошенных свидетелей из 30.
Доброе утро, друзья! Мы начинаем наш онлайн из Замоскворецкого суда, где проходит процесс по делу бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева. Напомним, его обвиняют в вымогательстве взятки в размере $2 млн за одобрение покупки «Роснефтью» «Башнефти».