Президент США Дональд Трамп в свойственной ему экспрессивной манере потребовал казнить уроженца Узбекистана Сайфулло Саипова, обвиняемого в террористическом акте 31 октября.
«Нью-йоркский террорист был счастлив попросить повесить флаг «Исламского государства» (организация запрещена в РФ. — «Газета.Ru») в своей больничной палате», — возмутился Трамп.
Президент США считает, что наказание террориста должно быть максимально суровым.
«Он убил 8 человек, серьезно ранил 12. ДОЛЖЕН ПОЛУЧИТЬ СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР!»,
— написал Трамп (стилистика автора сохранена. — «Газета.Ru»).
США предъявили Сайфулло Саипову обвинения в федеральных преступлениях — материальной поддержке террористической организации «Исламское государство», насилии над людьми, которых он сбил автомобилем, и разрушении транспортных средств.
В четверг, 2 ноября, на пресс-конференции врио прокурора Манхэттена Джун Ким заявил, что террористу грозит либо пожизненное заключение, либо смертная казнь. «Максимальное за второе обвинение — смертная казнь, за статью материальная поддержка терроризма — пожизненное заключение», — отметил Ким.
После террористической атаки прошло около 24 часов, добавил врио прокурора, и расследование в настоящий момент активно продолжается. Вопрос о жизни и смерти преступника будет зависеть от решения суда.
«Посмотрим, по каким пунктам ему будут в итоге предъявлены обвинения. Некоторые из них могут караться смертной казнью», — пояснил Джун Ким.
Гражданин Узбекистана Сайфулло Саипов попросил повесить флаг ИГ в своей больничной палате в госпитале Бельвью, сообщает New York Post со ссылкой на источник в правоохранительных органах города.
Кроме того, террорист заявил, что «ощущает себя замечательно» в ответ на вопрос о совершенной им атаке, в которой погибли 8 человек.
Обвинители заявляют, что Саипов был вдохновлен совершить массовое убийство просмотром часов игиловских снафф-видео (ролики, демонстрирующие убийства) на своем телефоне и «планировал гнусную атаку более года».
«В частности, Саипов был мотивирован совершить теракт после просмотра видео, в котором лидер ИГ Абу Бакр аль-Багдади спрашивает у мусульман в США и других странах мира, что они сделали в ответ на убийства мусульман в Ираке», — говорится в тексте федерального обвинения.
Телефон Саипова был полон исламистского контента — полиция нашла на нем около 3,8 тыс. картинок, отсылающих к пропаганде ИГ.
NYP сообщает, что Саипов прибыл из Узбекистана в США в 2010 году. Соседи описывают террористка как «продолжительного радикала, не платившего налоги, игнорировавшего ордеры и пугавшего собственного имама эмоциональной напряженностью».
Саипов «всегда выглядел так, как будто таил какой-то темный секрет», рассказал изданию сосед террориста Хосе Мехиа.
«Как будто он постоянно что-то скрывал, всем своим внешним видом показывал скрытность», — прокомментировал сосед убийцы.
Другая соседка, Мария Ривера, заявила, что жена Саипова, 24-летняя Нозима Одилова, разделяла закрытость и холодность мужа, не отвечая на приветствия и обращения. Саипов и Одилова поженились в 2013 году, у пары родились две дочери и ожидается рождение сына, сообщил имам Сайфулло.
Один из экс-коллег террориста, водитель грузовика узбекского происхождения Миррахмат Муминов вспомнил, что Саипов выглядел как «очень несчастный в жизни человек».
Но есть и другая точка зрения: другой знакомый Саипова Кобилджон Маткаров рассказал, что тот «был очень счастливым человеком». «Он любил США, и он не террорист. Он всегда счастлив, все время улыбается», — сказал Маткаров.
Президент США Дональд Трамп не исключил, что обвиняемого в терроризме Сайфулло Саипова отправят в тюрьму Гуантанамо. «Отправить его в Гуантанамо? Я определенно рассмотрю такую возможность, да», — сказал американский лидер журналистам, передает NBC News.
Трамп также отметил, что согласен с тем, что семья Саипова также может представлять опасность для жителей американских городов.
Возможность отправки Саипова в Гуантанамо неоднозначна, все зависит от определения его статуса.Так, Белый дом в настоящее время рассматривает возможность признать Саипова «вражеским комбатантом», что лишает обвиняемого некоторых прав, в том числе проведения допросов только с адвокатом.
Это решение поддерживают некоторые республиканцы, например, сенатор Линдси Грэм. По его мнению, Саипова можно признать «вражеским комбатантом» в войне, которую США ведут с террористами после 11 сентября 2001 года.