Москва и Ростов горели одновременно
За 9 месяцев текущего года в Ростове-на-Дону зарегистрировано 386 пожаров, жертвами которых стали 19 человек. Только за два месяца в городе произошло пять пожаров, принесших, по предварительным подсчетам, убытков не менее 261 млн рублей. После каждого резонансного инцидента местные жители заявляли, что во всем виноваты поджигатели.
Однако более чем в 40% случаев причиной пожаров стало неосторожное обращение с огнем — в том числе при курении. «Случаев, когда причиной пожара являлся поджог, примерно 20% от общего числа. Значительное количество инцидентов произошло из-за нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования — 24,4% от общего количества», — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе Главного управления МЧС России по Ростовской области.
Для сравнения: в 2015 году в Ростове зафиксировали 471 пожар — тогда погибли 35 человек. В 2016 году число увеличилось до 512 инцидентов с 38 погибшими.
Самый крупный за 2017 год пожар вспыхнул рядом с главной площадью Ростова-на-Дону 21 августа. Огонь уничтожил 118 жилых домов, располагавшихся на Театральном спуске, оставил без крова более 200 семей и унес жизнь одного человека.
в отдельном репортаже
Основной версией этого крупного пожара сотрудники МЧС назвали «посторонний источник зажигания».
Менее серьезный инцидент произошел 9 сентября. Тогда из-за взрыва газовых баллонов полностью сгорела ростовская пиццерия: местные жители также склонялись к версии поджога. Следующее крупное возгорание пришлось на 20 сентября. Пожар вспыхнул в центре города и охватил три частных дома. Одно здание сгорело полностью, остальные получили частичные повреждения. В результате инцидента никто не пострадал.
На следующий день, 21 сентября, в Ростове загорелось десятиэтажное здание гостиницы «Торн Хаус». Пожар унес жизни двух человек. Из отеля, соседних жилых домов и детского сада эвакуировали более 400 человек. Площадь возгорания составила 840 кв. м. Возгорание списали на замыкание электропроводки. Быстрому распространению огня способствовали легковоспламеняющиеся материалы, использованные при отделке.
Последний серьезный пожар за последние несколько месяцев вспыхнул на вещевом рынке «Восточный», который известен среди ростовчан как «Темерник». Возгорание произошло поздним вечером 8 октября — в день, когда горел крупнейший московский рынок стройматериалов «Синдика».
Огонь на «Темернике» удалось ликвидировать только к утру следующего дня: площадь возгорания составила около 6 тыс. кв. метров. В связи с инцидентом никто не пострадал, однако местные предприниматели лишились около 500 торговых площадок. Общая сумма ущерба составила около 200 млн рублей.
Традиционно основной версией происшествия потерпевшие назвали поджог, однако спустя несколько дней следователи заявили, что пожар произошел из-за неосторожности сварщиков, которые в тот день устанавливали на рынке терминал сотовой связи.
Спустя пару дней после пожара на «Восточном» местное управление по делам ГО и ЧС сообщило о возможном возникновении новых пожаров. Они посоветовали ростовчанам проверить состояние отопительных приборов, электропроводки и розеток. В региональном МЧС «Газете.Ru» подтвердили, что порядка 30% пожаров происходит по причине короткого замыкания электропроводки.
«Как правило, замыкания происходят из-за ветхости самой проводки, нарушений при ее монтаже, а также перегруза электросети. Зимой количество пожаров от использования электрообогревателей и других нагревательных приборов возрастает наряду с перекалом печей», — отметили в ведомстве.
В Ростове-на-Дону с 11 по 13 октября сохранялся режим чрезвычайной пожароопасности пятого класса. При этом температура в эти дни не превышала +18°С. За последние три месяца дождь в Ростове был всего два раза: в конце июля и в сентябре, все это время стояла жара.
«Вы нас на окраину не засунете»
Пожар в жилых домах на Театральной площади вспыхнул около полудня, огонь не могли потушить больше суток. Очевидцы заявляли, что пожарным не хватало водных ресурсов для ликвидации возгорания. В администрации Ростова-на-Дону «Газете.Ru» сообщили, что
проблема была в том, что в тот день пожарные бригады были сразу на нескольких вызовах, и прошло достаточно времени, пока они доехали до города.
В первые часы происшествия основной версией стал поджог со стороны «черных риелторов». Местные жители говорили о том, что незадолго до трагедии неизвестные прошлись по многим домам, предлагая горожанам продать свое жилье. Спустя 10 дней предположения подтвердились: МВД по Ростовской области возбудило уголовное дело и сообщило, что уничтоживший более 100 домов пожар возник в результате поджога.
Правоохранители также сообщили о допросе риелторов, посещавших ростовчан и пытавшихся выкупить у них землю. Оперативники изъяли из риелторских компаний все необходимые документы.
218 семей остались без крыши над головой: всего 692 человека полностью утратили имущество. При этом лишь 3% сгоревшего жилья было застраховано, сообщила пресс-служба Всероссийского союза страховщиков (ВСС). Погорельцам также предусмотрены компенсации: по 20 и 30 тыс. рублей из городского и областного бюджета соответственно, и по 100 тыс. рублей из федерального (эту компенсацию получили 395 из 692 пострадавших). В администрации города сообщили «Газете.Ru», что родственникам единственного погибшего перечислили 1,5 млн рублей.
Жилье на данный момент получили не все пострадавшие. «Сначала людям предоставили пункты временного размещения — школы. К первому сентября их было необходимо освободить для детей, отчистить хлоркой и подготовить для учебного года. Людям были предложены два варианта: квартиры маневренного фонда или номера в гостиницах», — сообщила «Газете.Ru» пресс-секретарь администрации Ростова-на-Дону Мария Давыдова. Она отметила, что
сгоревшие дома располагались в центре города, поэтому потерпевшие требовали равноценной альтернативы. «Это все равно, что переселить москвича с Пятницкой в Бирюлево.
Несмотря на то, что уважаемые погорельцы не имели никакого имущества, они трясли кулаками и кричали: «Вы от нас не отделаетесь!», «Вы нас на окраину не засунете!». Им предлагали квартиру с ванной, с туалетом, с кухней в Северном районе города, но люди отказались, настаивая на том, чтобы им дали хоть что-нибудь, но в центре», — сообщила Мария Давыдова.
Тогда власти приняли решение сотрудничать с гостиницами на время поиска подходящего жилья для потерпевших. Они нашли отель на Комсомольской площади, которая располагается неподалеку от Театрального района. Погорельцев переселили в гостиницу, организовали подвоз горячего питания и дали бесплатные транспортные карты. По действующему законодательству они могут находиться в гостинице в течение полугода — за это время власти должны подобрать новый дом.
Бюджет поиска недвижимости — 600 тыс. рублей каждому пострадавшему, однако даже эту скромную выплату могут получить только те, кому удалось подтвердить свое право на сгоревшее жилье
«У многих людей нет документов — они не подпадают даже под компенсацию в 600 тыс. Есть масса историй, когда люди пытались на словах доказать, что они являются реальными собственниками жилья. Рассказывали, как делали ремонт, показывали фотографии, но документов продемонстрировать так и не смогли», — продолжает Давыдова.
По ее словам, бумаги отсутствуют не потому, что сгорели во время пожара. Власти предприняли все меры, чтобы максимально быстро вернуть людям документы: отправили запросы в МФЦ и восстановили кадастровые бумаги.
Если погорельцу все же удалось подтвердить свое право на недвижимость и получить выплату, этих денег ему вряд ли хватит на квартиру в Ростове-на-Дону. По данным федерального ресурса по недвижимости Realty.dmir.ru, средняя стоимость однокомнатной квартиры в Ростове-на-Дону составляет 2,3 млн рублей.
В администрации города «Газете.Ru» заявили, что искать потерпевшим квартиру на ту сумму, которую стоило их сгоревшее жилье, полномочий нет — власти ограничены в бюджете. «Каждое дело рассматривается индивидуально. Однако собственники жилья, сторонние инвесторы готовы помочь молодым семьям и другим пострадавшим. Например, застройщики продают квартиру реальной стоимостью в 1 млн за 600 тыс. с расчетом на то, что в будущем собственник выплатит недостающую сумму», — отметили в администрации.
Наши люди на пожарище на такси не ездят
Погорельцы, с которыми удалось связаться «Газете.Ru», подтвердили факт материальных выплат. «Мы получили 160 тыс. рублей (федеральные 100 и из местного бюджета 20, 30 и 10 тыс.). Однако эти деньги не могут покрыть даже минимальные расходы. Семья состоит из 6 человек — получили мы в целом около миллиона и сразу перевели на сберегательный счет, потому что не знаем, что будет дальше. Мы писали заявления, собирали документы, но администрация пока отмалчивается», — рассказала одна из потерпевших Галина.
Галина живет с семьей в гостинице «Звезда»: им выделили 4 кровати и диван на пятерых. «Тут даже шкафов нет – положили палку между двумя вешалками и пользуемся. Готовить не позволяют условия, поэтому нас водят в столовую три раза в день. Однако гостиницей это пристанище назвать нельзя — для нас это общага», — считает ростовчанка.
Анжелика также оказалась в числе тех, кого отправили на временное пребывание в «Звезду». «Отель нам оплачивают понедельно, так как надеются, что мы скоро найдем себе жилье и съедем. То сертификаты на жилье обещали, теперь говорят, что мы под них не попадаем. Сейчас речь идет о каких-то субсидиях. Списки пострадавших передали президенту. Местные власти лишь говорят «ждите, ждите и ждите…». Но ждем мы уже почти два месяца», — поделилась Анжелика.
У пожилой матери одной из пострадавших после переезда ухудшилось здоровье. «Мама болеет, два раза лежала в больнице. Вначале я не наблюдала каких-либо изменений, а теперь все больше замечаю, как все это сказывается на ней. Морально до сих пор не можем прийти в себя. Зима на носу, а мы не знаем, что с нами будет», — рассказала «Газете.Ru» женщина, потерявшая дом в результате пожара.
«Нам-то возраст позволяет адекватно реагировать на ситуацию, а вот пожилым тяжелее. Они оправиться до сих пор не могут, плачут целыми днями», — говорит Анжелика.
Ростовчанка Наталья в беседе с «Газетой.Ru» рассказала, что обещанные 160 тыс. достались ее семье не сразу. «Нам выплатили 50 тысяч. За остальные 110 тыс. мы судились и выиграли. Однако документ выдали с ошибкой в моем имени. В итоге власти отказывались признавать меня потерпевшей. Доказать удалось только при помощи выписок с вызовами такси. Причем администрация, увидев, что я часто ездила на такси, поинтересовалась, кем же я работала, что могла себе такое позволить», — рассказала Наталья.
Этот сложный период в своей жизни погорельцы переживали не в одиночку. Люди сразу из нескольких российских городов — Самары, Санкт-Петербурга, Москвы и Ногинска — стали объединяться в группы и собирать необходимые вещи. Активисты доставляли собранную помощь на машинах и лично отдавали её погорельцам. Об этом «Газете.Ru» рассказала организатор пунктов гуманитарной помощи пострадавшим в Ростове-на-Дону Татьяна Белецкая. Она добавила, что другие помощники искали пропавших во время домашних животных, бесплатно размещали их в центрах реабилитации, в которых те находятся и сейчас.
Что касается версии пожара, то все трое потерпевших, с которыми удалось пообщаться «Газете.Ru», уверены, что причиной трагедии стал поджог.
«Сначала я думала, что наш дом сгорел случайно. От одного из соседей слышали, что к нему приходили два мужчины и просились в туалет. После их ухода его старый деревянный дом загорелся. Мы так решили, что все с того дома и началось», — утверждает Галина.
«Мы убеждены, что это был поджог. Огонь шел одновременно с трех сторон. Соседка вышла вынести мусор — вернулась через три минуты, а двор уже горит», — считает Наталья.
«Версия может быть только одна — поджог. За два месяца до того, как случился августовский пожар, я лично видела, как один из домой начинал гореть. Еще через месяц был пожар буквально в двухстах метрах от предыдущего. Однако никто не может доказать, что это был намеренный поджог. Но местные-то знают, что в тех местах само загореться ничего не могло», — уверена Анжелика.
После волны протестов погорельцев губернатор Ростовской области запросил у правительства 274 млн рублей на покупку жилищных сертификатов для погорельцев: столько же денег планируется выделить из местного бюджета.
Пламя поднялось на «Восточном»
В ночь с 8 на 9 октября в Ростове-на-Дону сгорела часть крупного городского рынка «Темерник». Специалисты МЧС установили, что виновниками пожара стали двое граждан, которые по согласованию с сотрудниками рынка выполняли сварочные работы. Огонь распространился на всю территорию верхней площадки рынка. Подозреваемых задержали и возбудили в их отношении дело по статье 168 УК РФ «Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности».
Несмотря на обнародование официальной версии, потерявшие свой бизнес из-за пожара предприниматели, с которыми удалось связаться «Газете.Ru», уверены, что дело тут вовсе не в сварщиках. «Мы считаем, что это поджог. Версия с проводкой выглядит смешно. В прошлом году у нас уже был инцидент из-за проводки, но тогда сгорело всего 4 контейнера, а тут половина рынка», — поделилась Зарема, арендующая площадку на «Темернике».
Другая предпринимательница, которая потеряла две точки с товаром на 6-8 млн рублей, сообщила, что виновником инцидента могло стать руководство нового рынка «Атлант» (расположен в 8 км от «Темерника» — «Газета.Ru»). «На протяжении года к нам часто подходили люди из «Атланта» с листовками и приглашали к себе. Я лично видела, как они прислали в WhatsApp одному из предпринимателей схему точки», — поделилась продавщица Анна.
Напомним, что огонь тушили около 17 часов: были задействованы 400 пожарных.
Ликвидация пожара осложнялась тем, что павильоны очень плотно располагались друг к другу и были закрыты на замки. Пожарным приходилось вскрывать их на месте перед тушением.
Сложности вызвало и желание владельцев торговых точек спасти оставшееся имущество: вход на рынок был забит людьми и мешками с вещами.
Одна из пострадавших, Анна Шегай, для которой торговля на «Темернике» являлась семейным бизнесом, сообщила «Газете.Ru», что товара удалось спасти совсем немного. «Вынести успели где-то четверть, так как к контейнерам никого не пускали. Мы планируем добиваться возмещения ущерба от государства, потому что администрация рынка ничего не обещает и не предпринимает никаких мер», — рассказала она. Те, кого в тот день не коснулся пожар, старались помогать своим соседям, «пока не поняли, что огонь распространяется очень быстро. Тогда бросились спасать свои точки. Выносили все до трех часов ночи».
По словам президента управляющей компании рынка «Восточный» Юрия Бобрикова, сумма ущерба составляет около 200 млн рублей. «Выгорело только 10% обособленной, огороженной от основного рынка, территории. Основная часть рынка не пострадала: она начала работать через два дня», — сказал он.
Сгоревшую территорию планируется восстановить до конца 2017 года. Владельцы сгоревших торговых мест получат новые площадки бесплатно, а также смогут занять свободные места на рынке. «На сегодняшний день 250 человек получили новые места. Остальные площадки сейчас доводят до ума и проводят электричество», — сообщил Юрий Бобриков.
Хотя следствие уже установило вину двух сварщиков в пожаре на «Восточном», президент управляющей компании рынка заверил «Газету.Ru», что версия с проводкой «исключена сразу». «Расследование продолжается. Это лишь одна из версий. Учитывая масштаб пожара, маловероятно, что это могли сделать два человека, устанавливающие терминал. У нас таких возгораний было десятки — все они гасились на раз-два. Однако на этот раз сваркой занимались не наши сотрудники, а чужие люди. Большой вопрос, как они там оказались», — утверждает Бобриков.