В Москве на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц открыли памятник знаменитому на весь мир советскому инженеру Михаилу Калашникову. Монумент представляет собой восьмиметровую фигуру конструктора, держащего в руках свой легендарный автомат. Инициаторы установки — Российское военно-историческое общество (РВИО), Мосгордума и корпорация «Ростех». Проект представили и согласовали с президентом РФ Владимиром Путиным. Создание бронзовой статуи поручили народному художнику РФ Салавату Щербакову — самой заметной его работой, пожалуй, является гигантский князь Владимир на Боровицкой площади.
Еще до установки памятник стал причиной жарких общественных дискуссий. Камнем преткновения стал все тот же автомат. Многие деятели культуры посчитали памятник неуместным, а музыкант Андрей Макаревич назвал его «позором перед всем миром». Более того, пользователи соцсетей обнаружили на установленном в Москве памятнике Михаилу Калашникову схему сборки немецкой винтовки StG 44, использовавшейся в годы Второй мировой войны. Автор памятника Салават Щербаков сначала отрицал ошибку и говорил, что на горельефе изображен чертеж АК-47. «Пока я уверен в тех чертежах, по которым мы это делали, мы общались с музеем, там написано АК-47», — заявил скульптор.
Позднее исполнительный директор РВИО Владислав Кононов подтвердил факт того, что на памятник попала схема винтовки Третьего рейха. Щербаков признал ошибку и пообещал исправить неточность.
«Это очень маленькая, фоновая вещь. Я даже удивляюсь, как ее разглядели. Мы ее брали из источников. И там, где мы ее брали, написано «Автомат Калашникова». Что-то из интернета»,
— так автор монумента объяснила появление чертежа.
Утром 22 сентября Щербаков прибыл к памятнику Калашникову для демонтажа чертежа немецкого автомата. Автомат Третьего рейха спилили болгаркой. Спустя некоторое время на место прибыли сотрудники полиции. Как рассказал «Газете.Ru» автор памятника Щербаков, они попросили предоставить документы на производимые работы, которые в настоящее время оформляются. «Событий нет, обычная рутина», — заключил он. Рабочих, демонтировавших барельеф, доставили в отделение для дачи объяснений. После их отпустили. Такая ситуация произошла из-за того, что технические действия с памятником были согласованы с префектурой района, однако рабочие при себе не имели никаких документов.
Бюджет на установку памятника Калашникову составил 35 млн рублей. Покрыть расходы планировалось за счет сбора пожертвований от частных лиц, однако собрать удалось только 26 тыс. рублей. Другие источники финансирования неизвестны. «Мы не используем бюджетные средства для установки памятников. Они всегда собираются из разных источников: спонсоров, меценатов. Так, Аллея правителей (композиция с бюстами царей и советских вождей в Петроверигском переулке — «Газета.Ru») — это подарок Зураба Церетели. У нас также есть платформа, на которой любой может сделать пожертвование. Наши проекты финансируют разные люди, и у нас нет обязательств публиковать финальные цифры», — рассказала «Газете.Ru» руководитель департамента по информационной политике РВИО Надежда Усманова.
Критика и шум в соцсетях, по ее мнению, лишь доказывает, что работа была сделана на высшем уровне. «Если памятнику уделили столько внимания в обществе, значит он вызвал какие-то эмоции.
Если бы он был «белой стенкой», его бы никто не комментировал», — заявили в РВИО.
На Калашникове власти не остановятся. Скоро в столице появится ряд других памятников. Так, Мосгордума одобрила возведение монументов Александру Солженицыну и Чингизу Айтматову. Оба памятника буду установлены на улицах, названных в их честь. Создание монумента Солженицыну (около 15 млн рублей) профинансирует благотворительный фонд писателя, а памятник Айтматову — власти Киргизской республики. Кроме того, скоро будет рассмотрена инициатива установки памятника актеру фильмов «Брат» и «Брат-2» Сергею Бодрову, погибшему в Кармадонском ущелье 15 лет назад. Предполагается, что монумент Бодрову-младшему появится в Москве уже летом следующего года.
Всего же за последние три года в Москве установили около 20 памятников. Так, в 2015 году в Москве открылся памятник Герою Советского Союза Маршалу Рокоссовскому. Стоимость работ составила 9 млн рублей. В том же году были открыты памятники «Героям-автомобилистам» рядом со станцией метро «Тропарево», 7-й Бауманской дивизии народного ополчения (проект Зураба Церетели) и монумент композитору Дмитрию Шостаковичу, установленный к 40-летию со дня его смерти.
По данным департамента культурного наследия Москвы,
в 2016 году в столице появилось 10 монументов и памятных знаков, среди которых — памятники князю Владимиру (150 млн рублей), балерине Майе Плисецкой, который создан на внебюджетные средства и стоил более 20 млн рублей, композитору Сергею Прокофьеву и вратарю Льву Яшину.
Говоря о ближайших планах, в январе 2017 года в Мосгордуме сообщили, что за год планируется установить не менее десятка новых памятников. На данный момент в столице установили памятник-крест Великому князю Сергею Александровичу в сквере у Никольской башни московского Кремля, монумент Михаилу Калашникову и дополнили новыми лицами «Аллею славы». До конца 2017 года в Мосгордуме планируют открыть памятники начальнику московской сыскной полиции начала XX века Аркадию Кошко, первому президенту Узбекистана Исламу Каримову, английскому поэту и драматургу Уильяму Шекспиру, «Стену скорби» и памятник «По дорогам войны». Каждый проект обойдется в сумму от 10 до 50 млн рублей, а «Стена скорби» — в 460 млн рублей. При этом памятник английскому поэту Шекспиру будет установлен по инициативе британского МИДа: его профинансируют за счет средств Британского совета. Проект оценивают в 15 млн рублей.
Заслуженный архитектор РФ, бывший председатель комиссии Мосгордумы по монументальному искусству Лев Лавренов говорит, что в бюджете денег на монументы практически нет. «Из прошлых решений о постановке памятников на средства бюджета большая часть не выполнилась из-за отсутствия средств. Все ушло на благоустройство и другие нужды», — рассказал он «Газете.Ru».
«Они (инициаторы памятников — «Газета.Ru») используют хитрый ход и говорят, что их творение — это подарок Москве. А раз подарок, то, извините… его нужно принять вне зависимости от качества.
Таким образом, скульптура проскакивает», — говорит Лавренов. Комиссия рассматривает вопрос о памятнике и если сочтет такой подарок уместным, принимает решение, ставить ли его в городе и где именно. При этом даритель должен не только сделать саму скульптуру, но и обеспечить ее установку.
Поскольку предложение скульпторов сильно превышает спрос города, то своей очереди памятник может ждать годами — и даже потом тесниться по соседству с уже поставленным монументом, как, например, в Камергерском переулке. Лавренов подчеркнул, что все скульпторы стремятся установить монумент в центре: в Садовом или Бульварном кольце. С одной стороны, уверен он, это оправдано, так как на периферии за монументом будет некому ухаживать: «Ему нужен уход, а не сделали и забыли». Но, с другой стороны, места в столице для памятников практически нет, и художникам чаще всего отказывают в их установке. Эксперт также отметил, что все зарубежные организации, финансирующие проекты, хотят установить памятники в центре. В таком случае, поделился Лавренов, комиссия отправляет монументы в столичные парковые зоны: например, в Парк Дружбы, который является охраняемой территорией.
При этом количество памятников вовсе не означает их высокое качество. Многие архитектурные критики указывают, что недавние монументы отличаются редкостным однообразием и больше похожи не на творческий проект, способный вызвать отклик в сердцах прохожих, а на скучную реплику человека. Лев Лавренов пояснил, что сделать памятник уникальным довольно сложно. «Монумент знаменитой личности достаточно проблематично усложнить и сделать необычными. Стоячий, сидящий, лежащий — вот практически три темы, которые обрабатываются в памятнике. Остальное все зависит от тех плащей, накидок, предметов в руках. Тут не разгуляешься», — поделился архитектор.