В 2017 году во всех московских школах завершится внедрение информационной системы «Проход и питание» («Москвeнок»). Все школьники смогут заходить в учебное заведение и покупать еду в столовой с помощью специальных девайсов: карты, браслета «Москвенок» или соцкарты учащегося. С помощью этой системы родители всегда будут в курсе, когда их ребенок пришел и вышел из школы, что он ел на обед или покупал в буфете.
Система «Проход и питание» — это лишь часть проекта «Московская электронная школа», запущенного 1 сентября 2016 года. В его рамках учебные заведения подключают к высокоскоростному интернету, в классах устанавливают интерактивные панели, а также внедряют электронный дневник и библиотеку.
Между тем, именно электронный дневник сейчас превратился в едва ли не главный ночной кошмар родителей столичных школьников. В дневник заносятся все домашние задания, статистика успеваемости, расписание уроков, а также оценки с комментарием учителей. Здесь же родители могут задать вопрос учителю, связаться с классным руководителем или школьной администрацией.
Также через веб-дневник можно предупредить учителя о том, что ребенка не будет в школе. Однако в некоторых московских школах
родителям, которые забывают нажимать на кнопку «ознакомлен с дневником», пригрозили отправить жалобу в органы опеки. При этом на прочтение электронного дневника выделяют три дня — с пятницы по понедельник.
«Для нажатия на кнопку «с дневником ознакомлен» (аналог родительской подписи в бумажной версии) выделяется только три дня. Не совсем понятно, почему расписываться надо именно в выходные, ведь многие стараются уехать из города и не всегда имеют доступ в интернет. Это очень странная инициатива.
Также неудобно то, что многие учителя выкладывают домашнее задание поздно вечером, уже из дома, а сделать нужно к завтрашнему утру. Но опять же, детям никто не запрещает самим записывать домашнее задание в тетради или блокноты», — поделилась с «Газетой.Ru» мама шестиклассника московской школы Ольга Розенберг.
Кроме того, родители жалуются и на то, что пароли от дневника до сих пор выдали не всем: учителя и сами ждут получения доступа.
«Сама идея оповещать органы опеки о том, что родители не проверили дневник, вызывает много вопросов. Ведь родители могут иметь массу причин для того, чтобы не сделать это вовремя. Если такая инициатива будет принята юридически, то ее смело можно будет обжаловать», — уверен представитель правозащитной организации «Зона права» Булат Мухамеджанов.
В то же время в департаменте информационных технологий Москвы заявили, что родители могут ознакомиться с содержимым электронного дневника в любое удобное для них время. «Функция «с дневником ознакомлен» становится активной для родителей в пятницу текущей недели и действует в течение всех последующих дней, — пояснила «Газете.Ru» руководитель направления «Информационные технологии в образовании» департамента Светлана Романова. — У них всегда есть возможность вернуться к любой дате, то есть подписать дневник в удобное им время, используя календарь и переключения между учебными неделями. Таким образом, время на ознакомление с дневником определяет родитель».
Что касается отсутствия паролей для дневников, то дело в том, что с 1 сентября они не требуются вообще, добавили в департаменте.
«С 1 сентября 2017 года предоставление государственной услуги «Электронный дневник» оказывается без введения логинов и паролей от дневника учащегося. Если ранее в школе учителями выдавались логин и пароль для входа в дневник родителям и детям, то сейчас эта процедура полностью отменена», — заявила Романова. По ее словам, теперь для этого достаточно зарегистрироваться на портале mos.ru, затем в разделе «Услуги» перейти в «Электронный дневник» и нажать кнопку «Получить услугу».
Переход в дневник учащегося для законного представителя и для самого учащегося осуществляется автоматически, добавила Романова. «При этом важно отметить, что данные в личном кабинете на mos.ru (телефон, e-mail, СНИЛС — при наличии) и данные, имеющиеся в школе, должны совпадать. Если они не совпадают, родителю или ученику достаточно обратиться к классному руководителю, который внесет корректные данные в систему, и вход в дневник станет доступным. Если у родителя несколько детей, то для того, чтобы переключиться на дневник другого ребенка, в интерфейсе в верхнем правом углу рядом с фамилией ребенка необходимо нажать серый треугольник выпадающего списка дневников детей, к которым у пользователя есть доступ. Мы рекомендуем классным руководителям ознакомиться с процедурой самим, а затем довести эту информацию до сведения родителей», — сказала представитель ДИТ.
Начало нового учебного года также ознаменовалось тем, что столичные гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением того или иного предмета будут называться просто школами — вне зависимости от качества обучения и степени погружения в предмет. С 1 сентября 2017 года все коррекционные и спецшколы также станут «просто школами», сообщила 30 августа министр образования и науки Ольга Васильева. Хотя из названий учебных учреждений будут исключены поясняющие приставки, функционал не изменится.
Впрочем, многие родители остались недовольны такой реформой. «Как человек, закончивший такую спецшколу с углубленным изучением иностранных языков, и как мать ученика этой же школы, я крайне недовольна этой реформой. Наша школа №1279 никогда не была просто «понтами для родителей». У нас была очень серьезная программа с преподаванием ряда предметов на английском языке (англо-американская литература и история), большее количество часов преподавания. И выпускались мы из школы со знаниями языка если и не на уровне носителей, то близко к тому. Сейчас у моего сына с пятого класса второй иностранный, тоже на очень хорошем уровне.
Снятие статуса приводит к тому, что часы языка сократили. Директриса обещала, что для нас она оставят все те же часы, но я знаю, что в некоторых спецшколах эти самые «лишние» часы в неделю сделали платными дополнительными занятиями.
Что, безусловно, разрушает школы и систему образования в принципе», — поделилась мама столичного школьника Ольга Розенберг.
Председатель комиссии Общественной палаты по вопросам образования и директор школы «Летово» Михаил Мокринский считает, что слова «лицей» или «гимназия» необходимо сохранить в имени собственном.
«Лицеи и гимназии возникли как часть разнообразия типологий учебных заведений. Виды и типы учебных заведений были отрегулированы еще в начале девяностых. Тогда такое разнообразие могло финансироваться регионами. Сегодня же, вне зависимости от разнообразия типологий, единый тип — школа, общеобразовательное учебное заведение — стал финансироваться одинаково. Теперь нет разницы в финансировании. Это означает, что сегодня в названии школ слова «лицей», «гимназия» можно сохранить в имени собственном. Сегодня, когда это не нормативная основа, а отличие школы, это можно использовать в названии», — рассказал Мокринский.
Департамент образования Москвы не смог предоставить официальный комментарий «Газете.Ru», перенаправив к директорам школ. На момент сдачи материала связаться с указанными директорами не удалось.