Бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский, арестованный по делу «Седьмой студии», написал письмо американскому театральному критику Джону Фридману и его жене, актрисе Оксане Мысиной. Письмо оказалось в распоряжении редакции «Настоящего времени» (организация включена Минюстом в список иноагентов).
«За два с лишним месяца своей одиссеи, непосредственно ощущая всю степень подлости и лживости системы, я осознал, что «на кону» не только моя личная история, что если не создать прецедент бескомпромиссного сопротивления, прецедент победы, то тотальное опричное людоедство может стать необратимым», — написал Малобродский.
В своем обращении он подчеркнул необходимость того, чтобы «поддержка «мирового театрального сообщества» была бы не просто фигурой речи, а реальным процессом, протяженным во времени».
Полный текст письма издание не приводит, однако интерпретирует его как обращение к мировой театральной общественности с просьбой о поддержке.
Вместе с тем журналистка «Эха Москвы» Ксения Ларина, которая, по ее утверждению, находится с Малобродским в постоянной переписке через электронную почту ФСИН, сообщила, что он никому не писал никаких обращений из СИЗО и о помощи никого не просил.
«Коллеги, не писал Алексей Малобродский никаких обращений из тюрьмы, и тем более — не просил никакой помощи. Это бред и фейк.
Почему так сложно сказать то, что есть на самом деле? Почему просто не опубликовать доверенный вам текст и проявить уважение к человеку, сидящему за решеткой? Давая свое согласие на публикацию, Алексей забыл о том, какие «дополнительные услуги» предоставляют гражданам некоторые журналисты», — написала Ларина у себя в фейсбуке.
Факт того, что Малобродский написал письмо Фридману, журналистка не отрицает. Накануне американский критик опубликовал полный текст письма на английском у себя в фейсбуке.
Малобродского задержали в Москве 19 июля, через два дня он был арестован судом по обвинению в хищении денег, выделенных на постановку спектакля «Сон в летнюю ночь», которой занималась «Седьмая студия» режиссера и художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова. Позже сам Серебренников также был задержан, суд избрал режиссеру меру пресечения в виде домашнего ареста.
Следственный комитет обвиняет Серебренникова в хищении 68 млн руб., которые в 2011–2014 годах были выделены ему на создание проекта «Платформа» — площадки на базе ЦСИ «Винзавод» для проведения различных мероприятий, мастер-классов и представлений в сфере музыки, поэзии, танцев, живописи и видеоарта.
Сам Серебренников назвал предъявленные ему обвинения абсурдом. «Кирилл Семенович Серебренников считает это обвинение абсолютно абсурдным. «Платформа» была проектом, который состоялся, на этот проект были потрачены те деньги, которые выделило государство», — заявил адвокат режиссера Дмитрий Харитонов после его допроса в СК.
В поддержку Серебренникова в разное время высказывались режиссер Томас Остермайер и драматург Мариус фон Майенбург, Кейт Бланшетт, Эльфрида Елинек, Фолькер Шлендорф, Изабель Юппер, дирекция Европейской киноакадемии и Авиньонского фестиваля и многие другие.
В России в поддержку режиссера высказались Теодор Курентзис, Гидон Кремер, Ассоциация театральных критиков, Союз театральных деятелей, Киносоюз и другие.
Заседание по избранию Сереберенникову меры пресечения проходило практически в «осаде» протестующих, обступивших Басманный суд Москвы и скандировавших слова поддержки.
Личное поручительство за него направили в суд артист Филипп Киркоров, шоумен Андрей Малахов, кинорежиссер Андрей Смирнов, культуртрегер Ирина Прохорова и многие другие.
29 августа стало известно, что к расследованию дела «Седьмой студии» подключились сотрудники ФСБ. Уголовное производство в отношении Серебренникова и его коллег будет «оперативно сопровождать» 2-е управление ведомства — Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом.