Правозащитник Андрей Маргулев в своем твиттере сообщил о смерти в НИИ им. Склифосовского волонтера Ивана Скрипниченко, на которого ранее напали у стихийного мемориала на месте убийства политика Бориса Немцова. «Вечером в 15.08 подонок напал на волонтера Ивана Скрипниченко и сломал ему нос. Вчера Иван умер в Склифе», — написал он.
По словам источника ТАСС в правоохранительных органах, в данный момент следователи изучают причину смерти волонтера. «Пока в ситуации разбираются следователи, но, вероятнее всего, причина смерти не криминальная», — сказал собеседник агентства. Он также отметил, что уголовное дело будет возбуждено, если будет доказана связь между нападением на волонтера и его смертью.
По словам Маргулева, нападение произошло во время дежурства Скрипниченко возле мемориала. Он дежурил ровно в 900-ый день со дня гибели Немцова. К волонтеру подошел неизвестный мужчина и попытался завязать диалог. После того как попытка не увенчалась успехом, мужчина ударил его в лицо.
«Какой-то очень агрессивный амбал напал на нашего волонтера Ваню Скрипниченко с криками «Так ты Путина не любишь?». Сломал ему нос»,
— описывала в своем фейсбуке случившееся соратница погибшего, активистка Тамара Луговых. «Когда я его увидела сегодня, то была в шоке — страшные гематомы под глазами, отек, кровавые ссадины», — написала она в день нападения.
После случившегося активисты вызвали полицию. Волонтера доставили в НИИ скорой помощи имени Склифосовского, где ему диагностировали перелом. После осмотра он поехал домой. Скрипниченко написал заявление в полицию, однако нападавшего до сих пор так и не нашли. «Через пару дней мы с ним созвонились, он собирался идти и писать заявление в ОВД «Китай-город» и, скорее всего, так и сделал. Он планировал уехать в отпуск, но в итоге не уехал, а лег в больницу для исправления последствий перелома. 23 августа он умер. Результатов судмедэкспертизы пока нет, но, вероятно, он умер из-за оторвавшегося тромба», — рассказал Маргулев изданию «Медиазона» (организация включена Минюстом в список иноагентов).
Борис Немцов был застрелен 27 февраля 2015 года на Большом Москворецком мосту. Активисты организовали на месте его убийства мемориал и установили дежурство в целях защиты его от вандалов.
Стихийно возникший мемориал на месте гибели Бориса Немцова неоднократно пытались убрать.
Один из таких случаев произошел в феврале этого года. Тогда это объяснили соображениями безопасности: «Большое скопление цветов, лампад, фотографий и другой памятной атрибутики затрудняет обеспечение безопасности людей, которые пользуются инженерным сооружением на Москве-реке», — говорили в пресс-службе государственного бюджетного учреждения «Гормост». Позже однако все же объявили, что цветы и другие атрибуты памяти с Большого Москворецкого моста полностью убирать не будут, но их большого скопления не допустят в целях поддержания памятника культурного наследия (Большого Москворецкого моста. — «Газета.Ru») в надлежащем санитарном состоянии.
«Мирные, безоружные люди демократических убеждений. Не экстремисты, не фашисты, не радикалы. Мы, как все нормальные люди, работаем, воспитываем детей, платим налоги, занимаемся творчеством. Мы разделяем убеждения Бориса Немцова и поэтому, в отличие от наших противников, используем только мирные методы политической и идеологической борьбы», — пишут о себе активисты на сайте «Немцов мост».
На том же сайте размещено приглашение неравнодушным присоединиться к дежурствам независимых волонтеров. Среди требований к волонтерам также упоминается наличие видеокамеры: «Если что-то происходит нехорошее, дежурный пытается это снять». Однако, судя по всему, нападение на Скрипниченко запечатлеть не удалось.
13 июля этого года Московский военный суд приговорил пятерых участников убийства Немцова к срокам от 11 до 20 лет заключения.
Осуждены были Азор и Шадид Губашевы, Темирлан Эскерханов, Хамзат Бахаев и стрелявший в Немцова Заур Дадаев. В Следственном комитете полагают, что на преступление их подтолкнули исключительно корыстные мотивы. Им пообещали вознаграждение в 15 млн рублей. Мотивы организаторов преступления до сих пор не были установлены.
После задержания Дадаев заявлял, что застрелил Немцова из-за того, что тот якобы поддержал французский сатирический журнал Charlie Hebdo, опубликовавший карикатуры на пророка Мухаммеда. Позже он отказался от признательных показаний, заявив, что дал их под пытками.
Приговор был вынесен по статье 105 Уголовного кодекса Российской Федерации — «Убийство». После объявления приговора дочка политика Жанна Немцова обратилась с жалобой в суд с просьбой переквалифицировать дело об убийстве своего отца. Она полагает, что его следует рассматривать по статье «Посягательство на жизнь общественного и политического деятеля». В таком случае срок для осужденных за это преступление будет выше. «Мы категорически не согласны с квалификацией преступления», — заявляла она.